Валентина Ченцова
Обучение дошкольников элементарным методам профилактики пожаров
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья – одна из важных сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Особую тревогу взрослые испытывают за самых беззащитных граждан-маленьких детей. Ребенок очень часто является источником опасности. Своими действиями и бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий является пожар. Природная любознательность малышей и отсутствие опыта приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легко воспламеняющими материалами. И, чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию детям правил поведения, осторожного обращения с огнём и обучению их элементарным методам профилактики пожаров. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров и количество пострадавших детей ежегодно растет, что убеждает нас в необходимости систематической работы с воспитателями, детьми и родителями. Поэтому первоочередной задачей взрослых является не только защита своих детей, но и обучение необходимым мерам предосторожности.
Темочки:
Поэтому, в основе организации работы по пожарной безопасности в нашем ДОУ стоит совместная систематическая деятельность педагогов с детьми и родителями.
Деятельность по изучению основ противопожарной безопасности начинается с детьми средней группы. Помимо общих закономерностей развития познания дошкольников, которое формируется на основе деятельности детей в процессе обучения, педагоги учитывают и конкретные условия, специфические для разных сторон развития психики ребёнка. Если у одних детей огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими безобидными на первый взгляд палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно "не видно" в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т. д. На данном этапе работы проводятся занятия в игровой форме, в виде бесед с наглядным материалом по ознакомлению детей с особенностями возникновением пожара, с его источниками, противопожарными средствами и профессией пожарного. У детей формируется элементарные знания об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
В старшей группе ежемесячно проводятся тематические занятия с использованием художественного слова, музыкального сопровождения, дидактических, подвижных игр, проблемных ситуаций и игр - драматизаций, закрепляющие знания детей о правилах пожарной безопасности,
На протяжении всего учебного года ведется работа с родителями в виде консультаций, бесед, наглядной информации на стендах, папках- передвижках. Совместно проводится изготовление атрибутов для игровой деятельности.
В подготовительной группе дети знакомятся с историей использования огня человеком, возникновения службы противопожарной охраны; как тушили пожар в старину и о службе современных пожарных, знаки противопожарной безопасности, принципы пожарной сигнализации. Проводятся опыты с огнём, тушение огня песком и водой, оказание первой помощи, выставки рисунков. Кроме того, необходим показ имеющихся кино-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?" и т. д.
Главным условием обучения является интерес ребенка к занятию. Наиболее верный способ предупредить "насыщение" занятия состоит в том, чтобы дети получали достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с педагогами, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
• С. Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
• Т. Юрмин "Кто плохой?";
• В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";
• И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";
• Е. Хоринская "Спичка-невеличка";
• С. Михалков "Дядя Стёпа";
• Л. Толстой "Пожарные собаки" и т. д.
С родителями проводится анкетирование, совместное изготовление альбомов по противопожарной безопасности, выставка семейных творческих работ, походы в лес с применением изученных правил.
Т. о. родители, участвуя в планировании, организации, а затем и отслеживании результатов, приобретают необходимые знания, являются активными участниками педагогического процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
Ежегодно в подготовительной к школе группе проводится экскурсия в службу МЧС, основная цель которой состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Здесь детям показывают, как разворачивают пожарные рукава, как подают по ним воду, как действуют гидравлические ножницы. Ребятишкам дают возможность посидеть за рулём пожарной машины, примерить настоящую каску пожарного, подержать в руках ствол пожарного рукава и потушить воображаемый пожар. Показ техники сопровождался пояснениями офицера противопожарной службы, который в завершение призывает юных зрителей беречь себя, соблюдать правила пожарной безопасности дома и на улице.
На наш взгляд совместная деятельность ДОУ и сотрудников МЧС позволяет воспитать у детей серьезное отношения к проблеме пожаров, а значит, и обеспечить их личную безопасность, сформировать у дошкольников умения и навыки поведения при возникновении пожара, вызвать у детей уважение к профессии работников пожарной охраны.
К завершению периода обучения и воспитания в ДОУ дошкольник знает :
• существование явления "пожар", его опасность и последствия;
• источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
• наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
• элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).
Дошкольник умеет :
• грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
• сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;