Журавлева Анна
Обучение дошкольников составлению творческих рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Для того чтобы составить хороший рассказ необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку, владеть большим запасом слов, уметь построить со-держание интересно, точно и выразительно передать свой замысел. Ребенок может научиться умению связно излагать мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений.
Публикация «Обучение дошкольников составлению творческих рассказов» размещена в разделах
Существуют различные варианты творческих рассказов.
1. Придумывание продолжения и завершения рассказов.
Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Направлять детей так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы однообразные, следует предложить раз-личные варианты. Тематика разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Саша помогал Ксюше», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету». Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога.
Требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
План составляется в естественно-разговорной форме.
Например: в придумывании сказки «Приключения ежика» педагог дает следующий план:
- сначала расскажите, как ежик собирался на прогулку;
- что интересного увидел он по дороге в лес;
- придумайте, что же с ним произошло.
В дальнейшем, когда дети научаться составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана).
Дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором:
- самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму.
- сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа.
Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой: «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в д/саду».
Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
Темы для придумывания рассказа, сказок о животных:
- день рождения Лены;
- как заяц в лесу гулял;
- приключения волка.
4. Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Здесь успех зависит от того, как педагог сумеет заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение дать толчок творческому воображению. Иногда этот вид творческого рассказывания можно проводить по теме: «Кто интереснее придумает сказ-ку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами. Для этого педагог дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень красиво она называет белочку – рыжая шубка».
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют и трудятся дети и взрослые. Можно предложить план:
1. Чем весна отличается от зимы?
2. Какая погода бывает весной?
3. Что происходит весной с деревьями и кустами?
4. Как живут весной птицы и звери?
5. Что люди делают на огороде и в садах?
Полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи со-держания в рассказе. Можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («зима и лето», «река осенью и весной», «зимой и летом в лесу»). Такие темы создают возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.
В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятий. Например, в начале занятия посвященного рассказыванию на тему «Весна», педагог дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.
Занятия такого типа могут начинаться с загадки о времени года (может быть рассмотрена иллюстрация).
Педагог предлагает:
- придумать определение к слову небо. Какое оно весной? (голубое, безоблачное, синее, радостное, солнечное). А в дождливый день? (хмурое, серое, неприветливое, черное).
- затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое).
- дети придумывают сравнение к слову ручеек (ручеек – как змейка вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет).
После этого дети составляют рассказы о весне.
Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это является хорошим толчком для развития детского творчества.