Папки-передвижки

Обучение дошкольников составлению творческих рассказов

Журавлева Анна
Обучение дошкольников составлению творческих рассказов
▼ Скачать + Заказать документы

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку, владеть большим запасом слов, уметь построить со-держание интересно, точно и выразительно передать свой замысел. Ребенок может научиться умению связно излагать мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Публикация «Обучение дошкольников составлению творческих рассказов» размещена в разделах

Существуют различные варианты творческих рассказов.

1. Придумывание продолжения и завершения рассказов.

Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Направлять детей так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы однообразные, следует предложить раз-личные варианты. Тематика разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Саша помогал Ксюше», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету». Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога.

Требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

План составляется в естественно-разговорной форме.

Например: в придумывании сказки «Приключения ежика» педагог дает следующий план:

- сначала расскажите, как ежик собирался на прогулку;

- что интересного увидел он по дороге в лес;

- придумайте, что же с ним произошло.

В дальнейшем, когда дети научаться составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

3. Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана).

Дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором:

- самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму.

- сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа.

Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой: «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в д/саду».

Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Темы для придумывания рассказа, сказок о животных:

- день рождения Лены;

- как заяц в лесу гулял;

- приключения волка.

4. Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Здесь успех зависит от того, как педагог сумеет заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение дать толчок творческому воображению. Иногда этот вид творческого рассказывания можно проводить по теме: «Кто интереснее придумает сказ-ку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами. Для этого педагог дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень красиво она называет белочку – рыжая шубка».

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют и трудятся дети и взрослые. Можно предложить план:

1. Чем весна отличается от зимы?

2. Какая погода бывает весной?

3. Что происходит весной с деревьями и кустами?

4. Как живут весной птицы и звери?

5. Что люди делают на огороде и в садах?

Полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи со-держания в рассказе. Можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («зима и лето», «река осенью и весной», «зимой и летом в лесу»). Такие темы создают возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятий. Например, в начале занятия посвященного рассказыванию на тему «Весна», педагог дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о времени года (может быть рассмотрена иллюстрация).

Педагог предлагает:

- придумать определение к слову небо. Какое оно весной? (голубое, безоблачное, синее, радостное, солнечное). А в дождливый день? (хмурое, серое, неприветливое, черное).

- затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое).

- дети придумывают сравнение к слову ручеек (ручеек – как змейка вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет).

После этого дети составляют рассказы о весне.

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это является хорошим толчком для развития детского творчества.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение дошкольников по лексической теме «Неделя со знатоками» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Дистанционное обучение дошкольников по теме недели «Полевые цветы» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ» Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников составлению творческих рассказов
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 07:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников составлению творческих рассказов» (включая файлы) размещена пользователем Журавлева Анна (УИ 867211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД