Папки-передвижки

Обучение детей старшего дошкольного возраста вязанию крючком персонажей олонхо

Любовь Солдатова
Обучение детей старшего дошкольного возраста вязанию крючком персонажей олонхо
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«обучение детей старшего дошкольного возраста вязанию крючком персонажей олонхо»

Автор: Солдатова Любовь Петровна,

воспитатель I квалификационной категории

МДОБУ ЦРР-Д/С № 105 «Умка»

Пояснительная записка

В «Концепции дошкольного воспитания» сказано «к концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к «рукотворному миру». Изучение и теоретическое истолкование такой деятельности как ручной труд ребенка в детском саду, становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания детей. Художественный труд – это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях, в быту,

Воспитатели детского сада должны не только давать и совершенствовать трудовые навыки детей, но и постепенно расширять содержание их трудовой деятельности. Воспитание детей в традициях народного ремесла всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных вещей быта. Основной предпосылкой педагогической эффективности такого обучения являются условия окружающего быта, материалы и предметная среда, которая создает возможности для приобщения ребенка к полезному труду.

Одним из видов художественного ручного труда является вязание крючком. Искусство вязания крючком известно с очень давних времен. Оно дошло до наших дней, получило большое распространение, стало одним из любимейших, интереснейших и увлекательнейших видов рукоделия.

Вязание крючком способствует проявлению способностей людей любого возраста – и взрослых, и детей, развитию их художественного вкуса, познавательной и творческой активности, развивает усидчивость, аккуратность, умение самостоятельно работать. Овладев техникой вязания, можно самому придумать много новых узоров, неожиданных интересных находок.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Ученые указывают на то, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых действий. Вязание крючком активизирует работу пальцев рук, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь развивает внимание, память и мышление ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении для старших дошкольников можно организовать кружок вязания крючком. Поскольку дети увлекаются сюжетом и героями олонхо, то содержание работы кружка можно построить на материале олонхо. Вязаные игрушки на занятиях кружка можно впоследствии использовать как настольный театр.

Вязание крючком и олонхо взаимно дополняют друг друга при развитии речи. Олонхо обогащает словарный запас, а вязание крючком развивает мелкую моторику, которая влияет на речевые области головного мозга человека, которые «формируются под влиянием импульсов от пальцев рук».

В данной методической разработке предложена система занятий по вязанию крючком и разработаны конспекты занятий.

Методическая разработка по вязанию крючком может быть использована для детей старшего дошкольного возраста. Занятия можно провести в форме кружка 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут. Кружок могут посещать 4-5 детей. Небольшое количество детей в кружке позволяет руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребенка. При индивидуальной работе с детьми во время кружковых занятий требуется следовать психолого-педагогическим рекомендациям.

Предлагаемая нами система занятий рассчитана на 46 занятий, которые разделены от 15 до 22 тем. Темы для занятий подобраны с учетом возраста детей, их возможностей и желаний. В системе занятий предусмотрена предварительная работа, где можно познакомить с олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта и Тойон Дьооллуут».

На первых занятиях можно провести беседы по технике вязания крючком, материалах и инструментах, используемых на занятиях, о технике безопасности. Последующих четырех занятиях можно провести упражнения по технике вязания. В связи со сложностью работы на вязание одного персонажа предусмотрено от 15 до 22 занятий. В данной разработке предлагается вязать два главных персонажа: Дьырыбына Дьырылыатта и Тойон Дьооллуут.

На занятиях интегрируются несколько образовательных задач:

• Раскрытие творческих начал ребенка;

• Развитие мелкой моторики, глазомера и ориентировки;

• Формирование математических умений (счета, планирования и расчета);

• Становление художественно-артистических умений;

• Обогащение словаря и его активизация, развитие связной речи

• Развитие коммуникативно-речевых способностей;

• Формирование трудовых навыков, целенаправленности и усидчивости.

В процессе занятия можно использовать практические и словесные методы. В начале занятия педагог может проводить беседу, где дети осмысливают новый материал. Во время занятия рекомендуем проводить объяснение последовательности выполнения персонажа.

На занятиях используются такие материалы, как – пластиковая иголка, пряжи, нитки, крючки, проволока, картон, ткань, набивочный материал (синтепон, фольга, клей.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним. Их можно использовать в качестве иллюстраций при объяснении материала и как конструкции игрушек.

На занятиях рекомендуем широко применять образцы игрушек, выполненных руководителем кружка или кружковцами. Они дают точное представление о размере, о форме, объеме изделий. Такие игрушки могут служить наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов швов, оформления.

Интересно могут быть использованы на занятиях цветные слайды, на которые можно снять лучшие работы кружка, методические разработки моделей игрушек, различные композиции игрушек по темам сказок, литературных произведений и олонхо.

Для того чтобы деятельность детей была успешной, воспитателю следует:

1. давать ребенку во время работы возможность отвлечься, отдохнуть;

2. часто оказывать индивидуальную помощь;

3. путем правильной тактики и поощрений нужно формировать у детей уверенность в своих силах и возможностях;

4. осторожно оценивать неудачи;

5. создавать тихую атмосферу в кабинете занятий;

6. воспитывать в детях терпение и усидчивость.

От утомления пальцев воспитатель может организовать с детьми упражнения.

Данную систему занятия можно расширить и дополнить другими персонажами, например: Арылы Тойон о5онньор, Кэрэмэс Хотун эмээхсин, Айыыьыт, Сыралыма Куо, Аан Алахчын, Айыы кыыьыгар кубулуммут абааьы, Обот Хабыай, Железный Чохчордоон, лошадь.

Техника вязания для других персонажей остается той же. Могут быть изменены цвет одежды и дополнены другими элементами.

Список использованной литературы:

1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев / Т. В. Александрова// дошкольная педагогика. — СП6.: детство — Пресс, 2008. — октябрь (17 (48). — С. 33.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада/ Л. В. Артемова. — М. : Просвещение, 1991. — 127 с. : ил.

3. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков// Начальная школа. - 2001. - Ч6. - С. 64-65.

4. Гай- Гулина З. С. Петелька за петелькой/ З. С. Гай- Гулина. - М. :«Малыш», 1987.

5. Заворотов В. А. От идеи до модели / В. А. Заворотова. - М. : Просвещение, 1988.

6. Ильковская Ю. А. Игрушки своими руками / Ю. А. Ильковская. — М. : ОООТд «Мир книги», 2007. — 240 с.

7. Кашкарова-Герцог Е. Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых / Е. д. Кашкарова-Герцог. - М. : ОЛМА - ПРЕСС, 1999.- 64 с.

8. Кондрашова М. В. Вяжем легко, красиво, модно: Крючок и спицы/ М. В. Кондрашова. - М. : «Аст-пресс», 2001.

9. Майорова И. Г. дидактический материал по трудовому обучению/И. Г. Майорова, В. И. Романина. - М. : Просвещение, 1996.

10. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей кружков / О. С. Молотобарова. - М. : Просвещение, 1983.- 176 с. : ил.

11. Шелковникова Г. А. Нюргун Боотур Стремительный. В рисунках детей / Г. А. Шелковникова. — Якутск, «Бичик», 2005. с.

12. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями/ Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева. Е. С. Петрова. — М. : Школьная пресса (дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 1Ч 12, 2000.

13. Попов А. Веселая мастерская / А. Попов, И. Бруни, Н. Бруни, А. Лаптев [и др. ]; М. : 1998.

14. Савельева Н. Вязание крючком / Н. Савельева. - М. : «Феникс», 2004. — 224 с.

15. Сидоренко В. И. Вязание крючком и спицами / В. И. Сидоренко. - М. : «Феникс», 2000. - 254 с.

16. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами / С. Ф. Тарасенко. - М. :Просвещение, 1992.

17. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй / М. С. Тимофеева. — М. :Просвещение, 1986.

18. Ханатевич д. Р. Подружки — рукодельницы / Д. Р. Ханатевич. - М. :«Малыш», 1987.

19. Чижик Т. Б. Азбука вязания крючком / Т. Б. Чижик, М. В. Чижик. - М. :«Олимп», 2003.

20. Шевченко Н. С. Волшебньтй крючок: узоры из тесьмы, связанные крючком / Н. С. Шевченко. - М. : «Феникс», 2000.

21. Экман Э. Вязание крючком. Базовый источник / Э. Экман; [пер. Е. Е. Зайцевой]. — М. : Эксмо, 2008. — 320 с. : ил.

22. Ядрихинский П. П. дьырыбына дььтрылыатта и Тойон Дьоллуут:

Олонхо для детей младшего школьного возраста / П. П. Ядрихинский.

— Якутск: Бичик, 2000. — 32с.

23. Я познаю мир. Игрушки / сост. Н. Г. Юрина. — М. : АСТ, 1998.

Публикации по теме:

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению вязанию крючком «История вязания крючком» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «СОШ «Кудровский ЦО №1» ДО №2 Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

Мастер-класс по вязанию крючком «Ангел»Мастер-класс по вязанию крючком «Ангел» Мастер-класс по вязанию крючком "Ангел". Для работы нам нужны тонкие нитки и небольшой крючок. 1 этап - вяжем голову. Набираем 8 воздушных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей старшего дошкольного возраста вязанию крючком персонажей олонхо
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 14:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста вязанию крючком персонажей олонхо» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Солдатова (УИ 632206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД