Ярославна Комарцова
Обучение детей с ОВЗ составлению рассказа по сюжетной картине с опорой на схемы-модули. Лексическая тема «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная:
• Обучение детей составлению описательного рассказа о зимующих птицах по сюжетной картине при помощи наводящих вопросов, с опорой на схемы- модули.
• Уточнение, расширение и обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»
• Совершенствование грамматического стоя речи.
Коррекционная:
• Развитие высших психических функций: внимания, восприятия, мышления.
• Развитие общей и мелкой моторики.
Темочки:
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• Развитие пространственной ориентации ( использование сложных предлогов: из-за, из-под, перед, около).
Воспитательная:
• Выработка умения слушать и слышать, правильно, полным ответом отвечать на вопросы.
• Воспитание умения работать в коллективе сверстников.
• Воспитание желания помочь друг другу.
• Воспитание заботливого отношения к птицам, желания подкармливать их зимой.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация на тему: «Зимующие птицы».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Доброе утро уважаемые гости и ребята!
Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей.)
А как вы поняли, что сейчас зима? (Ответы детей.)
Ребята, сегодня у нас в гостях птицы, которые не улетели от нас, а остались зимовать с нами. Давайте послушаем загадки о пернатых друзьях.
2. Основной этап.
Развитие словесно-логического мышления.
(Отгадывание загадок с использованием интерактивной доски).
1) Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
2) Серый маленький комочек.
«Чик-чирик» - замёрз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждёт тебя наш (Воробей)
3) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
4) Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!
Очень важная персона-
Чёрно-серая (Ворона)
5) Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
6) С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица?
Называется (Синица)
7) Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает (Сова)
Уточнение, расширение и обогащение словаря.
• Скажите, какие это птицы? (Зимующие)
• Назовите птиц, изображённых на интерактивной доске (Ответы детей)
• Что общего в строении у всех птиц? (Два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, клюв, перья, пух).
• Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)
• Ребята, а как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в тёплые края? (Потому что они могут найти корм.)
• А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, семенами, ягодами, хлебными крошками.)
• А хватает ли птицам пищи зимой? (Нет, не хватает.)
• Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удаётся достать пищу из-под снега.)
• А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать.)
Развитие словесно- логического мышления, активация глагольного словаря, развитие умения составлять предложения с опорой на картинки.
Упражнение «Накорми птиц» (с использованием интерактивной доски)
• Ребята, давайте составим предложения с опорой на картинки, чем питаются птицы зимой.
Снегирь- ягоды рябины.
Синица- сало.
Воробей- зёрна.
Дятел- семена шишек.
Ворона- семечки.
Ответы детей :
• Я дам снегирю ягоды рябины.
• Я угощу синицу салом.
• Я дам воробью зёрен.
• Я накормлю дятла семенами шишек.
• Я дам вороне семечек.
Развитие мелкой моторики.
• Что нужно сделать, чтобы подкормить птиц? (Кормушку).
• Да, голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей. (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (Сжимают и разжимают кулачки) Н. В. Нищева.
Работа над обогащением словаря антонимов.
Упражнение «Сравни птиц»
Ребята, давайте сравним птиц между друг другом :
• Воробей маленький, а ворона (Большая).
• У синицы хвост короткий, а у сороки (Длинный).
• Голубь тяжёлый, а воробей (Лёгкий).
• У синицы клюв тонкий, а у вороны (Толстый).
Работа над словообразованием.
Упражнение «Составь новое слово»
Учитель-логопед предлагает детям закончить предложение:
• У сороки белые бока, поэтому её называют…белобокой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют…красногрудым.
• У вороны чёрные крылья, поэтому её называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют… длинноклювым.
• У синицы тонкий голос, поэтому её называют…тонкоголосой.
• У воробья короткий хвост, он…короткохвостый.
Развитие общей моторики
• А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали- всё летали и летали, (взмахивают руками, как крылышками)
Птицы в воздухе кружились, (кружатся)
На дорогу опустились, (приседают)
По дорожке поскакали,
Крошки, зёрнышки клевали.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири (четыре хлопка по бокам и четыре наклона головы)
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке. (четыре потряхивания руками, опущенными вниз)
Головою вертят,
Улететь хотят. (два поворота головы в каждую сторону)
Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! (разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками).
Составление описательного рассказа о зимующих птицах по сюжетной картине. (с использованием интерактивной доски)
Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картину, ответить на вопросы, составить рассказ.
• Ребята, вам нужно будет внимательно смотреть на картину, внимательно слушать мои вопросы и ответы детей, правильно строить предложения, потому что потом мы с вами должны составить рассказ по этой картине. Итак, вопросы:
• Посмотрите на картину и скажите, какое время года наступило? (Наступила зима.)
• Много выпало снега? (Ответы детей.)
• Где лежит снег? (Снег лежит на деревьях и земле.)
• Что смастерили люди для птиц? (Люди для птиц смастерили кормушку.)
• Кто прилетел к кормушке? (К кормушке прилетели птицы.)
• Какие птицы прилетели к кормушке? (Снегирь, синички, ворона, воробьи.)
• Если у воробьёв короткие хвостики, они какие? (Короткохвостые.)
• Что делают короткохвостые воробьи? (Короткохвостые воробьи клюют хлебные крошки.)
• Если у снегиря красная грудка, как его можно назвать? (Красногрудый.)
• Что делает красногрудый снегирь? (Красногрудый снегирь ждёт своей очереди.)
• Если у синичек тонкие голоса, они какие? (Тонкоголосые.)
• Что делают тонкоголосые синички? (Тонкоголосые синички подлетели к кормушке, с интересом наблюдают- что за корм приготовили им люди)
• Если у вороны чёрные крылья, как её можно назвать? (Чернокрылая.)
• Что делает чернокрылая ворона? ( Чернокрылая ворона сидит на ветке дерева и громко каркает: «Кар! Кар! Летите сюда!»)
• Птицы рады угощению, которое приготовили для них люди? (Ответы детей.)
Составление рассказа с опорой на схемы- модули.
Наступила зима. Выпало много снега. Снег лежит на земле и на деревьях.
Люди для птиц смастерили кормушку. К кормушке прилетели птицы : снегирь, синички, ворона, воробьи.
Короткохвостые воробьи клюют хлебные крошки. Красногрудый снегирь ждёт своей очереди. Тонкоголосые синички подлетели к кормушке, с интересом наблюдают –что за корм приготовили им люди? Чернокрылая ворона сидит на ветке и громко каркает: «Кар! Кар! Летите сюда!»
Птицы рады угощению, которое для них приготовили люди.
3. Итог занятия.
• Ребята, о ком мы сегодня составляли рассказ? (О зимующих птицах.)
• Назовите зимующих птиц, с которыми вы сегодня познакомились. (Ответы детей.)
• Вы молодцы, на этом наше занятие закончино.