Инешина Оксана Петровна
Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц
1 слайд
Мнемоника (др. -греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
2 слайд
Публикация «Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц» размещена в разделах
Актуальность выбора данной темы состоит в том, что дети не владеют навыками связной речи: не умеют составлять предложения, описательные рассказы и т. д.
Для решения этой проблемы мы используем в своей работе мнемотехнику.
У детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то оно забудется, не сохранится в памяти.
Цель обучения с использованием мнемотехники :
1. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование
информации);
2. Развитие мелкой моторики рук;
3. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращение время обучения.
4. Развитие связной речи, развитие памяти, мышления, воображения, внимания, логики детей.
3 слайд
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и систематизировать материал.
Мнемотехника используется :
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказывании художественной литературы;
- при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов;
- при знакомстве с цифрами и буквами.
Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут
быть цветными и чёрно-белыми.
4 слайд
Мнемотехника строится от простого к сложному:
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными
изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его
характеристики или простое предложение.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово,
словосочетание или простое предложение.
5 слайд
Далее детей закомят с мнемодорожкой – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в из двух-четырех предложений, используется в раннем и среднем возрасте.
6 слайд
И для старшего и подготовительного возраста используют мнемотаблицы, которые представляют собой изображения основных звеньев, в том числе
схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ
или даже стихотворение.
Мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, должна
соответствовать следующим требованиям:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть
освоены с её помощью.
- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий
с ней.
- соответствовать уровню развития детей.
7 слайд
Мнемотаблицы можно использовать :
При изображения последовательности действий
(С такими схемами знаком каждый воспитатель. Они представлены в каждой группе в соответствующих зонах).
8 слайд
При заучивании стихов
9 слайд
При загадывании и отгадывании загадок
10 слайд
При составлении описательных рассказов
11 слайд
При проговаривании чистоговорок.
12 слайд
Большое значение мнемотехника имеет и для развития познавательных
способностей и психических процессов детей : памяти, внимания, мышления,
воображения, логики.
1. Для развития творческого воображения детей эффективен метод
«крокирования». (Методы мнемотехники : - метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок); - метод, использующий образное мышление –запоминание по образу).
Игра «Оживи цифру, букву, геометрическую фигуру».
13 слайд
2. Для развития мышления можно использовать мнемозагадки про времена
года, про явлениях природы, о предметах, игрушках, овощах, фруктах, о
труде и т. д.
Мнемозагадка «Какое время года?»
Мнемозагадка : «Какой овощ?».
1. этот овощ круглой формы.
2. зеленого цвета.
3. из нее делают салат.
4. варят щи, борщ.
5. и лепят пирожки.
Какой овощ?
14 слайд
3. Для развития внимания и памяти: упражнение «Что на нём изображено?»
Сначала детям показывать рисунок. Потом убрать и спросить, кто были
изображены на рисунке, и предлагать раскрасить.
Для развития воображения и логики предлагаю детям нарисовать рисунок
для стихотворения.
15 слайд
Одним из важных условий формирования познавательно- речевого развития является включение родителей в педагогический процесс.
Виды работы Консультации (по эл. почте и в виде информационной папки)
Практические советы родителям
Включение родителей в совместную деятельность с детьми (варианты заданий)
Создание альбомов с творческими работами детей
Вывод:
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные
возможности для творчества и в образовательной деятельности и в
совместной деятельности взрослого и ребёнка;
позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить её; Использование метода мнемотехники является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.
У детей развиваются познавательные, творческие способности и
развиваются психические процессы.