Лучший педагог года

Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц

Инешина Оксана Петровна
Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Мнемоника (др. -греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

2 слайд

Публикация «Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц» размещена в разделах

Актуальность выбора данной темы состоит в том, что дети не владеют навыками связной речи: не умеют составлять предложения, описательные рассказы и т. д.

Для решения этой проблемы мы используем в своей работе мнемотехнику.

У детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то оно забудется, не сохранится в памяти.

Цель обучения с использованием мнемотехники :

1. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование

информации);

2. Развитие мелкой моторики рук;

3. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращение время обучения.

4. Развитие связной речи, развитие памяти, мышления, воображения, внимания, логики детей.

3 слайд

Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и систематизировать материал.

Мнемотехника используется :

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказывании художественной литературы;

- при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов;

- при знакомстве с цифрами и буквами.

Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут

быть цветными и чёрно-белыми.

4 слайд

Мнемотехника строится от простого к сложному:

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными

изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его

характеристики или простое предложение.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово,

словосочетание или простое предложение.

5 слайд

Далее детей закомят с мнемодорожкой – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в из двух-четырех предложений, используется в раннем и среднем возрасте.

6 слайд

И для старшего и подготовительного возраста используют мнемотаблицы, которые представляют собой изображения основных звеньев, в том числе

схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ

или даже стихотворение.

Мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, должна

соответствовать следующим требованиям:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть

освоены с её помощью.

- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий

с ней.

- соответствовать уровню развития детей.

7 слайд

Мнемотаблицы можно использовать :

При изображения последовательности действий

(С такими схемами знаком каждый воспитатель. Они представлены в каждой группе в соответствующих зонах).

8 слайд

При заучивании стихов

9 слайд

При загадывании и отгадывании загадок

10 слайд

При составлении описательных рассказов

11 слайд

При проговаривании чистоговорок.

12 слайд

Большое значение мнемотехника имеет и для развития познавательных

способностей и психических процессов детей : памяти, внимания, мышления,

воображения, логики.

1. Для развития творческого воображения детей эффективен метод

«крокирования». (Методы мнемотехники : - метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок); - метод, использующий образное мышление –запоминание по образу).

Игра «Оживи цифру, букву, геометрическую фигуру».

13 слайд

2. Для развития мышления можно использовать мнемозагадки про времена

года, про явлениях природы, о предметах, игрушках, овощах, фруктах, о

труде и т. д.

Мнемозагадка «Какое время года?»

Мнемозагадка : «Какой овощ?».

1. этот овощ круглой формы.

2. зеленого цвета.

3. из нее делают салат.

4. варят щи, борщ.

5. и лепят пирожки.

Какой овощ?

14 слайд

3. Для развития внимания и памяти: упражнение «Что на нём изображено?»

Сначала детям показывать рисунок. Потом убрать и спросить, кто были

изображены на рисунке, и предлагать раскрасить.

Для развития воображения и логики предлагаю детям нарисовать рисунок

для стихотворения.

15 слайд

Одним из важных условий формирования познавательно- речевого развития является включение родителей в педагогический процесс.

Виды работы Консультации (по эл. почте и в виде информационной папки)

Практические советы родителям

Включение родителей в совместную деятельность с детьми (варианты заданий)

Создание альбомов с творческими работами детей

Вывод:

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные

возможности для творчества и в образовательной деятельности и в

совместной деятельности взрослого и ребёнка;

позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию, сохранять и воспроизводить её; Использование метода мнемотехники является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.

У детей развиваются познавательные, творческие способности и

развиваются психические процессы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование мнемотаблиц в развитии памяти детей» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Обучение рассказыванию русской народной сказки «Репка» Обучение рассказыванию русской народной сказки "Репка" для детей среднего дошкольного возраста. Презентация "Репка" -Наиболее эффективная.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картинкам» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие. Рассказ по картине. (10.05.2017 г.) Воспитатель: Слепченко Е. А. Тема: Обучение.

Конспект занятия по коммуникации в средней группе. Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Программное содержание: учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине. Задачи: - учить рассказывать о содержании сюжетной.

Консультация для родителей «Обучение рассказыванию» Консультация для родителей «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ» Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит.

НОД по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!» (средняя группа) НОД по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!». Средняя группа. Приоритетная задача: Развитие связной речи.

Обучение рассказыванию по картине «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».К Д. Ушинский В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни.

Обучение рассказыванию: работа с раздаточными картинками «Лесная полянка» Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей и раздаточными картинками «Лесная полянка». Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать.

Обучение рассказыванию с элементами творчества Тема: «Обучение рассказыванию с элементами творчества». План : 1. Роль словесного творчества в гармоничном развитии ребенка. 2. Особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц
Опубликовано: 7 октября 2017 в 10:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц» (включая файлы) размещена пользователем Инешина Оксана Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД