ТАТАРНИКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Обучение детей правилам безопасности поведения во время занятий, свободных игр, подвижных игр, прогулок
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме: «Обучение детей правилам безопасности поведения во время занятий, свободных игр, подвижных игр, прогулок, экскурсий».
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих их взрослых. Дети нашего дошкольного учреждения постоянно окружены вниманием взрослых, но скоро – в школу, там родители не смогут постоянно опекать их. Кроме этого современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, однако, возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и их жизнь и здоровье это главная ценность. Поэтому мы воспитываем в детях привычку правильно пользоваться предметами быта, как вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, которые ведут к получению травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Публикация «Обучение детей правилам безопасности поведения во время занятий, свободных игр, подвижных игр, прогулок» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подвижные игры для детей
- Темочки
А сейчас я хочу поделиться опытом работы нашего ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в различных видах деятельности в групповых помещениях, на занятиях, в подвижных играх, на прогулке, экскурсиях.
В своей работе мы используем наиболее приемлемые формы работы с детьми дошкольниками: образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы, игры-инсценировки, прогулки, экскурсии, дидактические игры, развлечения.
В течение месяца (октябрь 2016г.) в нашем дошкольном учреждении проходил месячник безопасности дошкольников. Педагоги вели тематические беседы с детьми на темы: «Юный пожарник», «01- звони скорей!», «Красный, желтый, зеленый», «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» и познавательные занятия по теме безопасности и здоровьесбережению дошкольников. Оформили выставку детских рисунков по теме: «Безопасность и я». Для родителей были оформлены папки-передвижки и памятки по теме пожарной и антитеррористической безопасности.
Наша работа проводится, не только во время объявления месячников безопасности, а постоянно изо дня в день.
Принимая детей в утренние часы проводим работу по обучению детей и родителей безопасному поведению. Ведь именно в семье закладываются основы поведения ребёнка. И главное на, что обратили внимание – соблюдают ли родители эти правила. В семьях, где родители соблюдают правила, там и дети их соблюдают, и наоборот, если родители вольно относятся к правилам, то и дети поступают так же.
Для этого оформлен информационный плакат «Это нельзя приносить в детский сад!», здесь же стихотворной форме оформлена памятка «Мамочки и папочки…» ,которую предложили выучить вместе с детьми как правило.
В каждой возрастной группе оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей. Это папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняются в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
В свободное время дети используют по желанию разные игровые уголки и центры, не допуская скопления, чтобы не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям выполнять правила игры. Перед игрой обязательно напоминаем,что если во время исполнения движений (бег, прыжки, подскоки) случайно падает предмет, который ребенок держал в руках - не останавливаться и не поднимать его до конца движения, чтобы другие дети не натолкнулись друг на друга.
Ежедневно во время режимных моментов продолжаем обучать правилам безопасного поведения при умывании, посещения туалета, в спальне, при приеме пищи,при обращении со столовыми приборами, одевании и раздевании. Проводим цикл бесед о правилах безопасного поведения. Например : «Что может случиться если пролить во время умывания воду?»
«Почему когда я ем я глух и нем?» Для лучшего запоминания рассматриваем с детьми сюжетные картинки, составляем по ним рассказы.
Перед каждым занятием проводим инструктаж по технике безопасности при работе с такими предметами,как ножницы, бумага, клей, кисти, карандаши. Беседуем для чего нужен этот предмет, как им пользоваться. Выполняем эмитационные движения в воздухе того или иного предмета и затем выполняем с детьми действие. Широко используем в работе художественное слово: стихи, загадки,пословицы и поговорки.
При работе с раздаточным материалом так же учим соблюдать определенные правила и строго выполнять указания воспитателя. На физкультурных занятиях учим правильно пользоваться спортивным инвентарем, не применять его не по назначению. Например: при упражнениях с флажками или султанчиками стоять друг от друга на таком расстоянии, чтобы не задевать ими друг друга и не нанести травму. При бросании мяча отбрасывать мяч от груди перед собой прямо, чтобы не попасть в лицо или голову товарищу. Обязательно страхуем детей в тех видах упражнений в которых требуется страховка: при лазании по шведской стенке стоим слева от ребенка, а правая рука воспитателя находится в положении «поддержки» ребенка. Во время ходьбы и спрыгивании с гимнастической скамьи стоим справа от ребенка, чтобы правая рука воспитателя так же была свободна для подстраховки и не забываем напоминать,что приземляемся на обе полусогнутые в коленях ноги, чтобы избежать травм.
Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.
Рассмотрим формы работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения, которые мы используем в работе с детьми.
1. В первую очередь, с детьми проводится вступительная беседа на тему: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», в ходе которой дети учатся соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.
2. Во время проведения наблюдений предметом особого рассмотрения становятся такие вопросы: например «Зима. Осторожно! Скользко!» – дети знакомятся с правилами безопасности в зимнее время-гололед. Рассматриваем картинки- знаков гололедицы, предлагаем детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила : - не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
Они на практике определяют опасные ситуации, проговаривают правила, которые нужно соблюдать, чтобы не получить травму, помогают дворнику посыпать скользкие места песком.
3 Подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря. При возникновении опасной ситуации, детям мы всегда стараемся разъяснить допущенную ими ошибку и её возможные последствия. Чтобы дети стали лучше осознавать выполняемые действия, мы задаё м им такие вопросы: «Что ты делал?», «Какие движения выполнял?», «Что вы делаете, чтобы бежать быстрее, прыгнуть дальше?». Эти вопросы задаются после занятия, на прогулке, для того, чтобы с помощью ответов дети научились осознавать свои действия. В своей работе мы используем такой приём, как обсуждение с детьми придуманных ситуаций. Например, предлагаем детям послушать следующую историю. «Во дворе мальчики играли в суперменов. Они залезли на высокую крышу гаража. Один мальчик предложил: «Давай прыгнем вниз». Другой мальчик сказал: «Но ведь очень высоко». «Ничего», - ответил первый мальчик – «ведь мы супермены!» Детям задала вопросы: «Кто из мальчиков прав? Кому опасно прыгать с высоты: мальчикам или суперменам»? Дети правильно отвечали, что обычным людям прыгать с высоты опасно, можно разбиться, пораниться, сломать руки и ноги. «Покажите, какая высота по вашему является опасной? С какой высоты вы могли бы прыгать»? Дети показывали на перекладину опасную и безопасную, по их мнению, высоту. Так мы пытаемся сформировать у детей осознание своих физических возможностей.
Важно, чтобы дети понимали необходимость быть здоровыми и стремились выполнять всё, что этому способствует. Дети должны иметь представление о том, что неправильное поведение во время игры или прогулки может привести к опасной ситуации. Даже такие «безобидные» действия как толкание, подножка, хватание за одежду во время игры могут привести к травме. Ребёнку разъясняем, что может произойти. С этой целью проводим дидактические игры: «Можно-нельзя», «Опасно-неопасно», «Если я сделаю так, то…» Используем наглядный и дидактический материал по правилам безопасного поведения : серию картин «Как избежать неприятностей», книги, раскраски, детские журналы. С помощью игры, на примере шалостей и озорства зверушек обучаем детей безопасному поведению на горке, в песочнице, у качелей, во время других игр.
4. Особый интерес и удовольствие дети получают во время трудовой деятельности. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствуют росту, физическим возможностям, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом.
5. При организации самостоятельной деятельности детей особое внимание уделяем той категории детей, которые отличаются наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети в течение всей прогулки находятся под контролем со стороны воспитателя.
6. Целевые прогулки и экскурсии. Воспитатели тщательно готовятся к ним, т. к. выход за пределы территории детского сада-это всегда неизведанное, а неизведанное всегда таит в себе определенную опасность.
При экскурсии к перекрестку, дороге всегда проводим подготовительную работу в группе где проводятся беседы о правилах поведения на дороге и в транспорте, о правилах дорожного движения : переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. В играх-тренингах закрепляем представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона».
Работа по основам безопасности жизни и здоровья детей - чрезвычайно актуальная проблема, которая должна начинаться с дошкольного возраста и проводится не только в образовательной деятельности, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру.