Сардана Федотова
Обучение детей игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать +Заказ
Мегино-Кангаласское районное управление образования.
МБДОУ «Тюнгюлюнский центр развития ребенка - детский сад «Олимпионик»
Обучения детей к игре
Федотова Сардана Николаевна –
2023г
Содержание:
Введение.
1. Теоретическая часть
2. Описание опыта работы.
Заключение.
Публикация «Обучение детей игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Использованная литература
Введение.
Роль музыки в развитии ребенка и его духовном воспитании давно признана педагогами мира и в наши дни не подлежит сомнению. Чтобы приобщиться к миру музыки, не быть вдали от мировой музыкальной культуры, слушать и слышать произведения великих композиторов, развивать музыкальный вкус, необязательно становиться профессиональным музыкантом. Развитие музыкального восприятия, овладения навыками игры на инструментах, стремление импровизировать, петь, умение читать нотный текст идут рука об руку с развитием логического и творческого мышления ребенка, его способности к обучению к языкам, формированию эстетических критериев.
Играя на музыкальном инструменте, ребенок развивает логические и математические способности, учится пространственно мыслить, оперировать абстрактными звуковыми фигурами, развивает мелкую моторику, которая положительно влияет на развитие умственных способностей ребенка.
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процессигры на музыкальном инструменте наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.
Поэтому, совместная музыкальная деятельность может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс игры будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии, методики воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей, это и является актуальностью моей работы по данной теме.
Целью данной работы является приобщение детей к игре на музыкальных инструментах через современные педагогические методы. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем стоит задача:
- сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к игре.
- правильно организовать совместную игровую и проектную деятельность, создающую взаимосвязь и взаимопонимание ребенка со сверстниками, с педагогом и с родителями;
- разработка новых методов и приемов в развитии музыкальности, в котором должен отражаться сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
1. Теоретическая часть работы.
Ребенок попросил купить игрушку – ксилофон. Купили. А еще купили детское пианино или игрушечный синтезатор. Теперь он все время просит: «Сыграй песенку, пожалуйста» и пытается бренчать на игрушечном пианино. А мы, даже сами не умеем играть на этой игрушке и даже никогда не занимались музыкой. Ксилофон и пианино в наших руках издают странные звуки, совсем не похожие на музыку. Как нам порадовать малыша?
Или же… Купили книжку с нотами, а там - знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Почему бы не сделать их цветными, просто надо добавить немного волшебства?
Нам кажется, что музыка была всегда, но ведь ее создал человек. Чуть - чуть приоткрыв тайны создания музыки, мы сможем разучить с ребенком песенку за несколько минут, и он порадует родных своими музыкальными способностями. Более того, мы даже научимся читать ноты и играть по ним любимые песенки. А попутно наш ребенок будет считать, читать, у ребенка выработается постановка руки для письма, ведь ему скоро идти в школу.
Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н. А. Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н. А. Ветлугиной, Кононова Н. П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». В «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н. А. Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К. Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки. Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитие творческих способностей и широко используется в современном этапе.
В 2013-14 учебном году стартовал проект «Музыка для всех» в Республике Саха (Якутия).«Музыкальное образование – это всемирный тренд, и мы не имеем отставать в этом. Тем более что музыка очень близка нам. Мы древний северный народ. Мы – очень музыкальный народ…Имея оазис высшего музыкального мастерства, настало время передавать бесценные умения нашим детям – сделать классическую музыку не привилегией, а правом каждого молодого человека нашей республик. Мы хотим, чтобы каждый ребенок по окончании школы музицировал хотя бы на одном классическом музыкальном инструменте или пел в хоре, познавая азы оркестровой или хоровой жизни. Это нужно для того, чтобы воспитать человека XXI–го века, способного развиваться, мыслить широко и глубоко, становясь Гражданином мира» - М. Е. Николаев, первый президент РС (Я, инициатор проекта «Музыка для всех».
10 причин обучать детей музыке, выявленные ведущим музыковедом, искусствоведом Д. К. Кирнарской, которые стали основополагающими аспектами проекта «Музыка для всех» :
1. Это – следование традициям. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, музицировать - это лоск, блеск, и шик, апофеоз светских манер.
2. Это воспитание воли и дисциплины. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.
3. Это развитие математических способностей и пространственного мышления. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности, пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст…
4. Это развитие памяти, быстрое усвоение иностранных слов, грамматики. Играющие и поющие лучше говорят и пишут. Дегче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
5. Облегчает понимание компьютера. Музыка структурна и иерархична. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, музыка ведет к вершинам компьютерных наук.
6. Развитие коммуникативных навыков. Играя, ребенку-музыканту придется перевоплотиться в разные музыкальные персоны, донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
7. Музыканты мягкосердечны и мужественны. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
8. Музыкальные занятия в детстве - максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Возможность ориентироваться в нескольких процессах одновременно. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.
10. Музыка – лучший путь к жизненному успеху.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - Л. С. Выготский. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием не теряет своей актуальности. Использование потенциала музыкального искусства является одним из механизмов главного перехода из детского сада в школу, так как музыкальное воспитание в детском саду является базовым музыкальным образованием детей.
Новые подходы к музыкальному образованию по ФГОС требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных инновационных методов в развитии музыкальности детей. Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.
2. Описание опыта работы
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками исследователей. В итоге я нашла более подходящую и интересную методику цветной музыки для обучения к игре на музыкальных инструментах. Известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.
Кто же объединил цвета и музыку? Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества гениального А. Н. Скрябина. Он, например, ясно ощущал красный густой цвет фа мажора, золотой – ре мажора, синий торжественный цвет отдавал фа-диез мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо цветом. Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему (до мажор – красного цвета, соль мажор –в оранжевых, а ре мажор – в жёлтых тонах и далее – по квинтовому кругу и цветовому спектру).
Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру. Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей дошкольного возраста создали специальную методику.
Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные. Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные.
Я в своей работе пользуюсь нотным станом в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии. Методика цветных нот в моей практике используется для обучения малышей к игре на мелодических музыкальных инструментах (синтезатор, металлофон, ксилофон). На клавишах синтезатора или на корпусе металлофона приклеили полоски семи цветов радуги, начиная с ноты «до» первой октавы. Этот способ помогает ребенку быстро выучить простые мелодии и песенки. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее. Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.
Для активизации творческого потенциала детей и их родителей по методике К. Орфа была проведена совместная проектная деятельность «Трубочка - выручалочка». Целью данной проектной деятельности является формирование у дошкольников умение слушать и различать звуки, окружающих ребенка в повседневной жизни и развивать способность творческого исследования звуковых возможностей каждого инструмента и приобретению навыков игры на инструментах. Для данной работы мы разработали планработы, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс по музыкальному воспитанию. В этойпроектной деятельности были включены следующие приемы: исследовательский поиск, простейшие опыты и эксперименты; и конечным результатом работы была выставка шумовых инструментов, созданные руками детей и родителей.
Так же уже третий год в нашем детском саду проводятся Дни открытых дверей «Растем вместе», где родители вместе с детьми посещают мастер-классы воспитателей. Проведена работа по таким темам: «Веселые звуки», «Цветная музыка», «Театр в ладошках», «Видео-партитура». Родители вместе с детьми с большим интересом посещают эти мероприятия.
За годы работы с детьми я заметила то, что детям очень нравится активное восприятие музыки с последующим музицированием. Дети, слушая музыку, начинают хлопать в ладоши, шлепать по коленкам, топать ногами, имитировать игру на дудочке или барабане. А когда музыка заканчивает звучать, дети готовы пропеть мелодию, сыграть ее ритм на детских музыкальных инструментах. Вот именно в такие моменты, когда ребенок готов к музицированию, может стать полезна видео- партитура.
Партиту ра происходит от итал. partitura, буквально — разделение, распределение, от лат. partio — разделяю, распределяю. В музыке – это нотная запись музыкального произведения с несколькими голосами, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.
Идея создания видео - партитуры возникла из спонтанного интереса детей к творческому музицированию. В ней тоже все инструменты – партии видны на экране. Вступление каждого инструмента, танцевального движения ребенок также может наблюдать в реальном времени. Но видео- партитура – это не нотная, а знаковая и образная запись музыки.
В дошкольном детстве ребенок учится мыслить образами, соотносить образы с звуковыми характеристиками. Музыкальный руководитель – дирижер с помощью детской партитуры умело вдохновляет детей и управляет процессом музицирования. Детям нравится музицировать, если перед ними видео- партитура.
Заключение:
Почему я уделяю большое внимание в своей работе игре на музыкальных инструментах? Потому что детское музицирование повышает интерес к миру музыки, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности ребенка
Для организации процесса игры на музыкальных инструментах можно использовать инновационные методы, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной и тогда ребенок будет заниматься активно, с увлечением и интересом.
Следует также отметить, что при создании условий для полноценной работы возникают сложности; с одной стороны неполное обеспечение музыкальными инструментами в ДОУ, и с другой – недостаточное понимание родителями важности музыкального воспитания своих детей. Перед всеми педагогами и родителями стоит важная задача в воспитании разностороннего ребенка, где огромную роль играет музыка. Нет сомнений в том, что занятия музыкой принесут огромную пользу в развитии каждого ребенка, научат его трудиться, понимать и любить её.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка. Уважаемые педагоги и родители, музицируйте с детьми и получайте удовольствие от этого радостного процесса!
Использованная литература:
1. «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии личности и общества» (сборник статей и материалов Международного конгресса) Я;2015
2. Д. Кирнарская «10 причин обучать ребенка музыке» брошюра Я; 2015
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Просвещение. 1981.
5. Кононова Н. Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990.