Елена Баранова
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Ежедневно каждый человек участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя. И днем и ночью, в жару и в мороз по дорогам движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы. Они перевозят людей, доставляют продукты питания, сырье для фабрик и заводов, различные товары для магазинов и населения. Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает более 30 тысяч человек, из них более 2 тыс. детей. Ранения получают свыше 180 тыс. человек. Основными причинами этого зачастую являются несоблюдение правил дорожного движения.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Это происходит он незнания дошкольниками элементарных правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные сами себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Ведь они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определять расстояние до приближающейся машины и ее скорость. Дети переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избегать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Именно в это время должна начинаться подготовка ребенка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем[3, с. 12].
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных образовательных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте. С каждым годом растет и строится наш город и одновременно увеличивается транспортный поток на его улицах. Скорость, движение, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашего города быстро возрастает, и будут прогрессировать в дальнейшем, следовательно, будут увеличиваться и дорожно-транспортные происшествия. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которые уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. И большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребность человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Начинать нужно с элементарных задач воспитания детей и закончить более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята: ведь сразу после детского сада большинство из них станут самостоятельно ходить в школу. Представления о правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о труде шофера имеют важное воспитательное значение. Они помогут ребенку в дальнейшем освоить более сложный материал [1, с. 22].
Обсуждая эти проблемы на педагогическом совещании, было принято решение – обучать ребят, воспитывать культуру поведения, дисциплину, а также умение ориентироваться на улицах не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Был составлен перспективный план обучения детей правилам дорожного движения с усложнением материала от занятия к занятию, от группе к группе.
Учитывая возрастные, психологические особенности детей дошкольного возраста мы даем детям элементарные знания о правилах безопасного поведения на улице и дороге, формируем сознательное, ответственное отношение дошкольников к личной безопасности.
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитания культуры поведения на улице проводим в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, стараемся не допускать перегрузки детей излишней информацией и учитываем состояние здоровья детей и настроение. Такая работа требует от нас, как от воспитателей четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим мы даем детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин, просмотра диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений даем понятия «левая, правая сторона», то есть ориентируем в окружающем пространстве; привлекаем детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности учим рисовать, лепить, изображать а аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию помогаем детям изготавливать атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжаем развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учим ездить детей на велосипедах, самокатах по прямой, по кругу, змейкой, тормозить и просто свободно кататься.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию вместе с детьми принимаем активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.
Особое внимание обращаем на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки, которые используют не только для оформления вставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада [4, с. 6].
Обучая детей правилам дорожного движения, используются все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео и диафильмов, настольные и дидактические игры. Наш детский сад оснащен всем необходимым для работы в этом направлении :
Электронный светофор на пульте управления;
дорожные знаки;
светоотражатели (фликеры);
пешеходные переходы;
рули, маски шоферов.
А еще, Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» в рамках реализации проекта по организации Комплекса мероприятий по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения разработана обучающая раскраска для изучения дошкольниками и младшими школьниками правил дорожного движения и мобильное приложение дополненной реальности к ней.
Раскраска «ПДД» и Приложение «ВЦХТ ПДД» созданы с целью профилактики детско-дорожно-транспортного травматизма. Использование материалов возможно педагогическими работниками в рамках проведения классных часов, родительских собраний, инструктажей по правилам поведения в каникулярное время, работы отрядов юных инспекторов движения, а также родителями и детьми для самостоятельного изучения. Данный материал мы активно используем в своей работе по обучению детей правилам дорожного движения [2, с. 26].
Прогресс не стоит на месте, и мы идем вперед, изобретая все новые и новые способы передвижения. Так, в нашу жизнь вошли гироскутеры и электросамокаты. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий, с участием лиц, использующих средства индивидуальной мобильности в работе мы используем видеоролики, подготовленные МВД Российской Федерации.
Частым гостем, с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем саду выступает старший инспектор отделения пропаганды БДД УГИБДД МВД по РМ капитан полиции Аносова Ольга Владимировна. Она знакомит нас с новыми правилами в данной сфере, с новыми знаками и поправками в правилах дорожного движения в городском округе Саранск.
Практическое обучение детей наблюдению за дорожной ситуацией проводятся с самого младшего возраста во время прогулок на улице. Обращается внимание детей на то, как построены дома, какие широкие улицы, как движется транспорт и пешеходы. Наблюдали как светофор управляет движением.
Такие многократные наблюдения помогли привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице.
Перед прогулками беседовали с детьми о том, что правила поведения, следует соблюдать не только в детском саду, но и на улице. Их должны неукоснительно выполнять, и пешеходы и, следовательно, должны соблюдать все правила. Знания, полученные детьми на прогулках, закреплялись на занятиях во время игр и бесед. Ребята строили улицы, парковки, машины, дороги с различными направлениями. Импровизировали в игре все полученные знания [4, с. 24].
В итоге плодотворной работы по всем направлениям педагогической деятельности ребенок овладевает следующими знаниями и умениями в области безопасного дорожного движения :
– Правила светофора : знаем значения всех каждого света светофора;
– Пешеходный переход – «зебра» – разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах;
– Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Также, дети должны знать, что знаки бывают:
– предупреждающие (они изображены в красном треугольнике);
– запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок);
– предписывающие (изображены в круге голубого цвета);
– особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
– информационные (изображены в квадрате голубого цвета);
– знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета)
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наша работа в данном направлении будет более эффективной, если мы и дальше будем так же плодотворно работать, и сотрудничать с родителями, с перечисленными организациями в решении данного вопроса. И тогда, безопасность наших детей на дорогах будет осознана и даст свои плоды.
Изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу.
Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Список использованных источников
1. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста : хрестоматия / Н. Н. Андреева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 224 с.
2. Веракса, Н. Е., Камарова, Т. С., Васильева, М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 320 с.
3. Лукина, Л. И. Безопасность ДОО : методическое пособие / Л. И. Лукина. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 144 с.
4. Саулина, Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения : для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 112 с.
5. Шорыгина, Т. А. Безопасность для малышей : методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М. : Просвещение, 2019. – 124 с.