Папки-передвижки

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Елена Баранова
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы

Ежедневно каждый человек участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя. И днем и ночью, в жару и в мороз по дорогам движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы. Они перевозят людей, доставляют продукты питания, сырье для фабрик и заводов, различные товары для магазинов и населения. Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает более 30 тысяч человек, из них более 2 тыс. детей. Ранения получают свыше 180 тыс. человек. Основными причинами этого зачастую являются несоблюдение правил дорожного движения.

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Это происходит он незнания дошкольниками элементарных правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные сами себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Ведь они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определять расстояние до приближающейся машины и ее скорость. Дети переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Избегать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Именно в это время должна начинаться подготовка ребенка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем[3, с. 12].

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных образовательных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте. С каждым годом растет и строится наш город и одновременно увеличивается транспортный поток на его улицах. Скорость, движение, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашего города быстро возрастает, и будут прогрессировать в дальнейшем, следовательно, будут увеличиваться и дорожно-транспортные происшествия. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которые уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. И большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребность человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Начинать нужно с элементарных задач воспитания детей и закончить более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята: ведь сразу после детского сада большинство из них станут самостоятельно ходить в школу. Представления о правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о труде шофера имеют важное воспитательное значение. Они помогут ребенку в дальнейшем освоить более сложный материал [1, с. 22].

Обсуждая эти проблемы на педагогическом совещании, было принято решение – обучать ребят, воспитывать культуру поведения, дисциплину, а также умение ориентироваться на улицах не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Был составлен перспективный план обучения детей правилам дорожного движения с усложнением материала от занятия к занятию, от группе к группе.

Учитывая возрастные, психологические особенности детей дошкольного возраста мы даем детям элементарные знания о правилах безопасного поведения на улице и дороге, формируем сознательное, ответственное отношение дошкольников к личной безопасности.

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитания культуры поведения на улице проводим в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, стараемся не допускать перегрузки детей излишней информацией и учитываем состояние здоровья детей и настроение. Такая работа требует от нас, как от воспитателей четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим мы даем детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин, просмотра диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений даем понятия «левая, правая сторона», то есть ориентируем в окружающем пространстве; привлекаем детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности учим рисовать, лепить, изображать а аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию помогаем детям изготавливать атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжаем развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учим ездить детей на велосипедах, самокатах по прямой, по кругу, змейкой, тормозить и просто свободно кататься.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию вместе с детьми принимаем активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.

Особое внимание обращаем на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки, которые используют не только для оформления вставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада [4, с. 6].

Обучая детей правилам дорожного движения, используются все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео и диафильмов, настольные и дидактические игры. Наш детский сад оснащен всем необходимым для работы в этом направлении :

Электронный светофор на пульте управления;

дорожные знаки;

светоотражатели (фликеры);

пешеходные переходы;

рули, маски шоферов.

А еще, Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» в рамках реализации проекта по организации Комплекса мероприятий по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения разработана обучающая раскраска для изучения дошкольниками и младшими школьниками правил дорожного движения и мобильное приложение дополненной реальности к ней.

Раскраска «ПДД» и Приложение «ВЦХТ ПДД» созданы с целью профилактики детско-дорожно-транспортного травматизма. Использование материалов возможно педагогическими работниками в рамках проведения классных часов, родительских собраний, инструктажей по правилам поведения в каникулярное время, работы отрядов юных инспекторов движения, а также родителями и детьми для самостоятельного изучения. Данный материал мы активно используем в своей работе по обучению детей правилам дорожного движения [2, с. 26].

Прогресс не стоит на месте, и мы идем вперед, изобретая все новые и новые способы передвижения. Так, в нашу жизнь вошли гироскутеры и электросамокаты. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий, с участием лиц, использующих средства индивидуальной мобильности в работе мы используем видеоролики, подготовленные МВД Российской Федерации.

Частым гостем, с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем саду выступает старший инспектор отделения пропаганды БДД УГИБДД МВД по РМ капитан полиции Аносова Ольга Владимировна. Она знакомит нас с новыми правилами в данной сфере, с новыми знаками и поправками в правилах дорожного движения в городском округе Саранск.

Практическое обучение детей наблюдению за дорожной ситуацией проводятся с самого младшего возраста во время прогулок на улице. Обращается внимание детей на то, как построены дома, какие широкие улицы, как движется транспорт и пешеходы. Наблюдали как светофор управляет движением.

Такие многократные наблюдения помогли привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице.

Перед прогулками беседовали с детьми о том, что правила поведения, следует соблюдать не только в детском саду, но и на улице. Их должны неукоснительно выполнять, и пешеходы и, следовательно, должны соблюдать все правила. Знания, полученные детьми на прогулках, закреплялись на занятиях во время игр и бесед. Ребята строили улицы, парковки, машины, дороги с различными направлениями. Импровизировали в игре все полученные знания [4, с. 24].

В итоге плодотворной работы по всем направлениям педагогической деятельности ребенок овладевает следующими знаниями и умениями в области безопасного дорожного движения :

Правила светофора : знаем значения всех каждого света светофора;

– Пешеходный переход – «зебра» – разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах;

– Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Также, дети должны знать, что знаки бывают:

– предупреждающие (они изображены в красном треугольнике);

– запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок);

– предписывающие (изображены в круге голубого цвета);

– особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);

– информационные (изображены в квадрате голубого цвета);

– знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета)

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наша работа в данном направлении будет более эффективной, если мы и дальше будем так же плодотворно работать, и сотрудничать с родителями, с перечисленными организациями в решении данного вопроса. И тогда, безопасность наших детей на дорогах будет осознана и даст свои плоды.

Изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу.

Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

Список использованных источников

1. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста : хрестоматия / Н. Н. Андреева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 224 с.

2. Веракса, Н. Е., Камарова, Т. С., Васильева, М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 320 с.

3. Лукина, Л. И. Безопасность ДОО : методическое пособие / Л. И. Лукина. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 144 с.

4. Саулина, Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения : для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 112 с.

5. Шорыгина, Т. А. Безопасность для малышей : методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М. : Просвещение, 2019. – 124 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаЛэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие – лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. Представляю вашему вниманию лэпбук, который.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации важно научить детей правилам дорожного.

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаКВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизмаОбучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма .

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возрастаОбучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста Настольные игры - макеты, рекомендованы для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Знакомство с дорожными.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 14:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова (УИ 505061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД