Королёва Ольга Александровна
Обучение детей аппликации
▼ Скачать
Аппликация
Слово аппликация от латинского «накладываю», это способ создания художественного изображения из различных фигур, вырезанных из материала и наклеенных или нашитых на какой-либо фон.
Виды аппликации :
1) предметная (отдельно вырезанные предметы, вазы, животные, птицы, транспорт, человек, цветок и т. д.)
2). сюжетная (какое-то действие) птичий двор, улица и т. д.
3). декоративная (украшение какого-то предмета на основе народных промыслов)
Публикация «Обучение детей аппликации» размещена в разделах
По материалу аппликация делится на следующие виды:
1). из бумаги
2). из природного материала (листья, растения, трава, цветы береста, соломка)
3). из ткани (из кожи, меха)
По способу исполнения:
1). вырезание ножницами
2). отрывная техника. Это техника отрывания бумаги большим и указательным пальцем по нарисованным линиям., чтобы придать пушистую неровную форму. Можно из целого куска, а можно из кусочков.
Аппликация может быть выполнена по типу силуэта, по типу мозаики.
Аппликация может быть плоскостной и объёмной, монохромной (одноцветной) и полихромной (разноцветной).
Правила наклеивания.
1. Разложить формы в определённой последовательности.
2. Положить форму цветной стороной на пластину (клеёнку)
3. Клей набрать на всю кисть, лишний снять о край розетки.
4. Намазать форму, начиная с середины к краям, кисть положить на подставку, взять форму обеими руками и приклеить на то место, где она лежала.
5. Прижать форму сверху тряпочкой и промакнуть лишний клей.
В процессе обучения воспитатель называет все действия и спрашивает детей о их последовательности.
Высушивание изделий
Следует помнить, что клеящие составы обладают свойством стягивать бумагу при высыхании, поэтому кладём груз на аппликацию (несколько книг). На предметную аппликацию сразу же, после окончания работы.
Сюжетная аппликация : наклеиваем сначала дольний план, высушиваем, затем средний и ближний план. Груз накладывается в несколько приёмов.
Прежде чем накладывать груз чистой тряпкой, снимаем следы клеят и всю работу закрываем чистым листом бумаги.
Организация рабочего места
За каждым учащимся закрепляется рабочее место, в правый угол ставится стакан с ножницами, посуда для клея, рядом кисть на подставке, тряпочка ближе к ребёнку. Посередине поднос с готовыми формами или лист бумаги, а сверху слева- поднос для обрезков. Посередине кладётся подкладная доска или клеёнка (чуть правее).
Материалы, которые не используются в детском саду:
- синтетический клей (момент, силикатный);
- бархатную бумагу;
- колючки, ядовитые растения;
- яичная скорлупа.
Техника безопасности
Шилом работает воспитатель. Ножницы выдаются сразу перед занятием.
Ножницы передаются кольцами вперёд, в закрытом виде нельзя ими размахивать. Лезвия должны быть острые, а кончики тупые, рычаги немного раскручены, отрегулированы. Ножницы держим в правой руке, большим и средним пальцем стричь от себя, материал держит левая рука. Движения должны быть свободными, ровными. Правая рука неподвижная, левая двигает материал по часовой стрелке (например срезаем уголочки у квадрата)
Материалы и принадлежности
- кисть для клея (щетина);
- подставка для кистей;
- баночка для клея;
- простой карандаш;
- фломастер;
- коробка для обрезков;
- тряпочка;
- клеёнка для намазывания;
- подкладная доска;
- поднос для готовых форм.
Аппликация начинается со 2 мл. группы
В начале детям даются готовые формы. Из них дети выполняют простейшие работы. Во второй младшей группе им даются круги, квадраты, треугольники- простейшие геометрические фигуры. Учим находить большие и маленькие части, располагать элементы по углам, в середине, по сторонам, развивать чувство ритма и композиции. 1 занятие в 2 недели.
В первом квартале дети наклеивают на полосу узор, состоящий из чередований кругов, затем предметы, состоящие из одной части (облако, льдина и т. д.)
Второй квартал- даём чередование кругов различной величины- большой и маленький. Сначала одного цвета затем двух цветов. Составляем узор в квадрате и обращаем внимание на составление узора по углам, сторонам и т. д. Делаем предметы из нескольких частей (снеговик, грибы, цветы, шары, флажки)
Третий квартал- составление узора в квадрате, в круге. Сначала круг вверху, потом внизу, затем по бокам (одуванчики, цветы на лугу)
Четвёртый квартал- «цветы на клумбе», грибы. Воспитатель может дать корзинку- яблоки или грибы.
Средняя группа
1 занятие в 2 недели. Изучаем новые геометрические формы: овал, прямоугольник. Возрастает количество используемых деталей (домик)
Изучение оттенков цвета (розовый, голубой, серый) Развитие пространственных отношений и ориентировок. Даются понятия между, на одинаковом расстоянии, с краю. Знакомим с понятием ритма.
Обучаем работе с ножницами. Даём задание- вырежи билет. Вырезаем узкие и широкие полосы. Обучаем детей разрезать квадрат по диагонали, вырезание круглых форм.
1 квартал - повторение, выполняются узоры в квадрате и в круге.
Отработка приёмов вырезания- этикетки и чеки. Транспорт (окна, колёса) готовые.
2 квартал – вырезывание круглых форм (от середины одной стороны до середины другой стороны). Самостоятельно – цветы, колёса, солнышко.
Разрезание квадрата по диагонали. Составляем из треугольников разных размеров ёлочку.
3 квартал – Выполняем «Рыбки в аквариуме», «Ворота», «Домики».
4 квартал – Цветы (из полукругов) «Цыплята на лугу»
Старшая группа
Учим различать цвета: яркий, тёмный, светлый. Учим рисовать пейзаж средствами аппликации. Вырезают прямоугольные, округлые и косоугольные формы.
1 квартал- повторяются приёмы вырезания геометрических элементов «фрукты». Вырезание овощей с натуры. «Грузовик» коллективная работа. Грузовик везёт овощи и фрукты. Украшаем фартуки, косынки, рукавички.
2 квартал – коллективное панно из листьев (бумага пополам)
3 квартал – «Сказочный домик между ёлками», «Снегурочка и дед мороз»- бумага пополам, «Зимующие птицы в парке», «Украшение чашки и блюдца»- декоративная аппликация.
4 квартал – «Букеты тюльпанов», «Букеты с натуры», выполнение хороводов- складываем бумагу гармошкой. Знакомим с отрывной техникой
Подготовительная группа
Освоение приёма вырезания из целого куска бумаги (силуэтное вырезание)
Изображение фигур человека, птиц, животных в разных позах.
Составление декоративной композиции, на основе народно- приклад. искусства. Выполнение коллективных работ на сюжетные пейзажные и сказочные темы.
1 квартал – «фрукты» и «овощи», грибы с натуры, «Осенний натюрморт», «Осенние цветы», «Город готовится к празднику».
2 квартал – «Герои мультфильмов»- бумага складывается пополам
«Разноцветные цветы», «Рыбки в аквариуме», «Снегурочка и Дед Мороз»
3 квартал – «Снежинки» - более сложный приём (уголком)
«Зима» - сюжетная аппликация, «Снегири», «Пингвины на льдине».
4 квартал – «Подарок маме» - салфетки, полотенца, «Сказочная птица», «Весенняя песенка скворца». Работа над мозаикой (сплошная и по контуру – отрывная техника)