Елена Талан
Обучающий семинар для воспитателей «Набор психолога Пертра»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВОЙ КОМПЛЕКТ «ПЕРТРА» КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п.
Развитие ощущений и восприятия, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляют основу сенсорного (от лат. «sensus» – чувство, ощущение) развития ребенка [1, с. 7].
Публикация «Обучающий семинар для воспитателей „Набор психолога Пертра“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Восприятие формируется через синтез разных ощущений: слуховых, зрительных, так- тильных, кинестетических, обонятельных и др. Процесс восприятия тесно связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно- эмоциональную окраску [3, с. 5].
Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Каждая деятельность должна быть привлекательной для ребенка. Ему должно нравиться то, что у него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. Только в этом случае возникает познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности.
Одним из средств благоприятно влияющих на повышение познавательной активности, усвоение информации и оперирование ею в дальнейшем, является игровой комплект «Пертра».
Комплект психолога «Пертра» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Данный комплект предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями- манипулятивами под руководством педагога-психолога, воспитателя, учителя–дефектолога, учителя–логопеда.
Комплект «Пертра» состоит из: наборов игровых средств 1–7 (в чемоданах); доски–ос- новы; мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами [2, с. 4]. Передвижной стеллаж, в котором размещаются чемоданы, – удобное средство для хранения семи игровых наборов. Все детали выполнены из экологически чистых материалов и окрашены гипоаллергенными красителями. По компактности, многофункциональности, удобству хранения и эффективности использования в педагогической практике на сегодняшний день игровой комплект «Пертра» аналогов не имеет.
Данное пособие предназначено для психологического развития и коррекции детей до- школьного и младшего школьного возраста. Содержимое каждого чемодана способствует решению различных развивающих и коррекционных задач.
Пертра. Чемодан 1 «Пространство на плоскости»
Набор предназначен для формирования представлений детей о пространстве, взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий.
В составе комплекта деревянные пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне, а также фигурки машин и людей.
Ребенок может выстраивать узоры из линий, «прокладывать дороги», и прослеживать движение фигурок.
Пертра. Чемодан 2 «Упорядочение элементов»
Позволяет формировать представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, способствует усвоению пространственных отношений (лево–право, верх–низ, шире–уже и т. д.) и математических понятий (больше–меньше, столько же и т. д.). Задания на классификацию деталей комплекта развивают способности к аналитической деятельности.
Пертра. Чемодан 3 «Одинаковое и разное»
Веревки и стержни, на которые нанизываются друг за другом бусины, цилиндры и шайбы всевозможных цветов и размеров, дают возможность потренироваться в построении периодических последовательностей, словесном описании цепочек. Сортируя бусины, дети развивают способность к классификации и сравнению.
Пертра. Чемодан 4 «Пространство и преобразование»
Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребенка кинестетический образ различных форм, осознавать взаимное расположение трехмерных фигур, правильно соотносить размеры объектов.
Пертра. Чемодан 5 «От каракуль к каллиграфии»
В составе набора деревянные детали с канавками, по которым может кататься металлический шарик или передвигаться предметная фигурка. При работе с металлическим шариком канавка накрывается оргстеклом и ребенок передвигает шарик через стекло при помощи магнитной ручки. Занятия с набором способствуют формированию содружественных движений глаз и руки, тренируют точность движений пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.
Пертра. Чемодан 6 «От хватания к схватыванию»
Занятия с набором способствуют развитию дифференцированных хватательных движений и формируют умение дозировать мышечные усилия. В состав набора входит доска – основа с отверстиями, штыри, цилиндры, шайбы, бусины, шнуры, резинки, прищепки и пр. Занятия с использованием элементов данного набора помогут развитию навыков счета и классификации, разовьют силу и ловкость рук.
Пертра. Чемодан 7 «Начальные математические знания»
Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки – пересчет, сравнение, классификацию, определение количества и выполнение первых вычислений. Формируется понятие о числе, множестве, составе числа.
Набор психолога «Пертра» многофункционален, с его помощью организуются как традиционные развивающие занятия, так и коррекционные занятия с детьми, имеющими различные нарушения: интеллекта, зрительных функций, мелкой моторики, речи.
Продуманный состав каждого из 7 входящих в игровой комплект чемоданов позволяет педагогу–психологу предложить каждому ребенку определенные задания в соответствии с индивидуальной программой развития, а также разработать комплекс коррекционно–развивающих занятий с ребенком на длительный период.
Следует отметить, что игровой комплект «Пертра» благодаря разнообразию деталей, всегда способствует повышению настроения, и соответствует потребностям ребенка. Помимо этого взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов наборов «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность.
Работа с любым набором игровых средств начинается всегда с изучения каждой детали. Ребенку предлагается ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин – рассмотреть отверстие, проверить на совместимость. Далее очень важный этап – сравнение фигур и бусин по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов ребенку предлагаются задания на классификацию, начиная с простой (по цвету) и постепенно усложненными условиями отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры). Для развития тактильного восприятия и анализа ребенку предлагаются задания, в которых он выбирает на ощупь (можно с завязанными глазами) деталь заданной формы, определяет на ощупь форму фигуры, затем сравнивает фигуры по размеру на ощупь (способом наложения).
Использование в коррекционно–развивающей деятельности педагога–психолога игрового комплекта «Пертра» способствует : развитию внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, расширению словаря, улучшению пространственной ориентировки, графических навыков и скоординированности движений глаз и руки.
Таким образом, навыки, развитые посредством игрового комплекта «Пертра», способствуют формированию учебно-важных качеств, обеспечивающих дошкольнику в дальнейшем успешное прохождение школьной адаптации.
Список литературы
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : Просвещение, 1998.
2. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М. : ИНТ. – 58 с.
3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М. : Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. (Специальная психология.)