Екатерина Поклад
Консультация «Обучающие информационные технологии для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В XXI веке наблюдается возрастающая тенденция к глобальной информатизации общества. Происходит стремительное развитие средств информационных технологий, формируется новая информационная среда обитания. В связи с этим перед системой образования встает важная задача – привить подрастающему поколению навыки принятия решений, подготовить к жизни и работе в информационной среде, а также широкому использованию современных информационных технологий. Важную роль в данном аспекте играет дошкольное информационное образование детей, которое проводится путем применения современных информационных и коммуникационных средств. Это позволяет достичь одной из целей, которая поставлена в «Концепции модернизации образования» - подготовка разносторонне развитой личности. Использование информационных технологий позволяет повысить заинтересованность и мотивацию у детей, а также сделать процесс обучения более наглядным и эффективным. Ресурсы компьютерных технологий позволяют развивать творческие способности ребенка, индивидуализировать процесс обучения, формировать навыки в форме игры. Информационные технологии также позволяют укрепить интерес детей к рассматриваемой теме, расширяют основные методы представления информации.
Публикация «Консультация „Обучающие информационные технологии для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Они имеют ряд преимуществ перед традиционной системой подачи материала:
- относительная дешевизна использования по сравнению с бумажным раздаточным материалом (оборудование приобретается единожды, кроме того, бумажные носители имеют свойство устаревать физически);
- хранение информации не требует большого количества свободного места (достаточного одного мощного компьютера);
- удобство и высокая скорость поиска необходимого материала (раньше поиск материала отнимал много времени педагога, а современные поисковики позволяют быстро находить даже самые редкие иллюстрации);
- позволяют решить одну из главных задач дошкольного образования – подачу нового материала в игровой форме. Эта форма является самой запоминающейся для детей;
- решают проблему наглядности подачи материала (появляется возможность проводить интерактивные экскурсии, наблюдать явления природы с помощью видеоряда со звуковым сопровождением, что воспринимается детьми гораздо лучше, чем рассказ с представленными изображениями).
В настоящее время у педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) наблюдается достаточно низкий уровень знаний о возможностях использования компьютерных технологий и невысокая мотивация. Очевидно, что педагог, который занимается образовательной деятельностью с использованием медиапроектора, персонального компьютера с выходом в Интернет обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим в рамках традиционных технологий.
К основным проблемам информатизации образовательного процесса у дошкольников можно отнести :
- определение места компьютера в системе работы ДОУ;
- разработку методического программного обеспечения образовательного процесса, которое отвечало бы специфике работы;
- возможность использования информационных технологий в домашних условиях;
- подготовку специалистов для компьютерного обучения детей, а также постоянное повышение квалификации.
Не менее важно, чтобы педагог гармонично сочетал навыки работы с компьютером и психолого-педагогические знания, а также ориентировался в постоянно развивающемся программном обеспечении средств дошкольного образования.
Всё это предъявляет качественно новые требования в подготовке специалистов для работы с детьми дошкольного возраста. Такие требования включают:
- наличие педагогического образования;
- навыки работы с персональным компьютером (наличие должного технического уровня);
- методические знания и навыки, позволяющие грамотно вписать элементы работы с информационными технологиями в образовательный процесс;
- ориентирование в содержании специализированного программного обеспечения и умение интегрировать его для вариативного использования в образовательном процессе.
В качестве основных критериев, отражающих степень готовности специалиста к информационной работе с дошкольниками можно выделить следующие:
- мобильность знаний;
- гибкость методологии;
- критичность мышления.
Успех компьютерных технологий у дошкольников объясняется тем, что: - представление материала на экране медиапроектора вызывает у детей интерес и ощущение причастности и интерактивности работы;
- компьютер представляет информацию в форме, наиболее доступной для ребенка (анимация, звук, мультипликация);
- использование информационных технологий дает возможность индивидуализировать обучение (ребенок сам выбирает темп и количество решаемых обучающих задач, и, в следствие приобретает уверенность в себе и навыки принятия решений)
- использование информационных технологий дает возможность моделировать ситуации, которые сложно встретить в реальной жизни (явления природы, работу технических механизмов, интерактивные путешествия);
- компьютер очень «терпелив» и никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока они будут исправлены;
- использование компьютерных технологий дают возможность ребенку принимать активное непосредственное участие в образовательном процессе, формируют интеллектуальную и информационную готовность к использованию компьютерных средств, а также мотивацию к обучению за счет его интерактивности.
Следует отметить, что при работе с компьютерной техникой должны соблюдаться нормы СанПина 2.4.1.2660-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», в котором указано, что необходимо выполнение следующих условий:
- выделение отдельного помещения для занятий с компьютерной техникой;
- сохранение правильного расположения зрительных мест, размеров диагоналей экранов, метражей от экрана до ребенка;
- проведение специальной гимнастики для глаз после работы с компьютером.
В рамках образовательной деятельности дошкольников используются следующие виды программ:
- игровые обучающие программы (комплекс игр «КИК-Малыш», который носит развивающий, обучающий, диагностический характер);
- мультимедиа энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», которые позволяют детям выбирать темы по интересам);
- мультимедийные презентации (активизируют восприятие ребенка за счет динамичных и ярких изображений);
- медиатеки (способ хранения большого количества информации по темам).
Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества.
Система педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Использование информационных технологий позволит повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности.