Маргарита Наволоцкая
Консультация для педагогов «Игровые технологии в развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровые технологии в развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Нейроны, лишенные стимулирующей «учебной» среды, становятся, образно говоря, пустыми мешками, и, в конечном счете, атрофируются.
Лишая ребенка, в силу незнания и традиций своевременного и полноценного развития в раннем дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития в будущем, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы взрослых дадут самые богатые плоды. Главный наш помощник в раннем развитии ребенка, конечно же, игра.
"Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Евгений Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Известными учёными (Выготский П. С., Давыдов В. В, Пиаже Ж., Запорожец А. В.) установлено, что существенное место в общем развитии ребёнка занимает овладение логическими операциями. Так, Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Уникальны по своим возможностям логические блоки Золтана Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера, а также игровые технологии, основанные на использовании игр и упражнений с этими материалами.
В настоящее время на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком – «штучном» – отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обязательно должны занять достойное место.
Целью моей работы по данной теме является создание условий для развития математического мышления детей с помощью развивающих игровых технологий. Для выполнения этой цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес к развивающим играм, желание действовать с дидактическим материалом.
2. Способствовать формированию сенсорных эталонов, умению сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.
3. Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей детей. 4. Воспитывать у детей самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
В случае выполнения поставленных задач можно предположить определенные результаты :
1. Овладение ребенком способами действий, необходимыми для возникновения элементарных математических представлений.
2. Развитие у детей способностей к моделированию и конструированию.
3. Формирование познавательных интересов, умения использовать занимательный игровой материал, как в образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера.
Для результативного проведения работы по данной теме было определено несколько этапов :
1. Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских развивающих игр, изготовление игровых пособий, оформление уголка математического развития).
2. Составление перспективного плана.
3. Использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни.
4. Привлечение родителей к процессу обучения, использованию игр или их плоскостного варианта в домашних условиях;
5. Ознакомление родителей и педагогов ДОУ с результатами работы по данной теме.
Работу по теме я начала с первой младшей группы. В первую очередь предоставила детям возможность познакомиться с дидактическим материалом, рассмотреть его. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. Далее предложила детям простые игры и упражнения, например: «найди все фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме)». В помощь к блокам были приобретены игровые альбомы «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Давайте вместе поиграем». Накладывая цветные блоки на изображения в альбоме, малыши были в восторге от того, как плоскостные изображения превращаются в объемные. В последующем малыши стали выкладывать изображение по образцу, что было труднее, но также интересно. Затем дети учились выявлять свойства фигур, сравнивать и группировать их по одному или двум признакам.
Игры с палочками Кюизенера, как и блоки Дьенеша, заняли прочное место в развивающей среде нашей группы. Уже в первой младшей группе дети выкладывали из палочек простейшие изображения: стул, стол, домик, цветок; учились сравнивать палочки по длине, по высоте, количеству. Заинтересовали малышей сюжеты: «строим мостики через речку», «строим заборчик вокруг дома», «укладываем конфеты в коробки». Учились выкладывать из палочек геометрические фигуры, а в дальнейшем – ориентироваться на листе бумаги. В повседневной деятельности предлагала детям игровые альбомы : «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «Вместе весело играть». Постепенно, на основе сравнения длины палочек Кюизенера, начали первоначальное знакомство с числом. Таким образом, к выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети придут на базе практической деятельности, а именно такое представление о числе и является наиболее полноценным.
Кроме игр и упражнений с логическими блоками и палочками Кюизенера использую в работе с малышами технологию развивающих игр Б. П. Никитина, а именно такие игры, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», а также альбом заданий «Чудо - кубики». В течение учебного года проводила игровые занятия кружка «Развивайка», которые детям очень нравились.
В результате освоения практических действий дети познавали свойства и отношения объектов, величины и их характерные особенности, пространственные отношения, многообразие геометрических форм.
К настоящему времени большинство детей называют основные цвета, а также голубой, розовый, фиолетовый, бордовый и т. д. ; знают геометрические фигуры. по карточкам с символами свойств могут отыскать нужный логический блок. Дети научились выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
Таким образом, логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит»
Заинтересованные родители смогут играть в развивающие игры и дома, получив в ДОУ информацию о том, где приобрести такие игры, как в них играть с ребёнком.
Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.