Гульнара Гареева
Инсценировка стихов, как средство обогащения ролевого поведения младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС дошкольного образования закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в социальном развитии ребенка. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
Публикация «Инсценировка стихов, как средство обогащения ролевого поведения младших дошкольников» размещена в разделах
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Наблюдая за играми детей своей группы, заметила, ориентируясь на внешнюю привлекательность игрушки, мальчики могут «варить кашу», гладить белье, а девочки катать машинки, скакать на лошадке.
Учитывая это, поставила перед собой цель целенаправленно работать над гендерной социализацией детей своей группы в игровой деятельности. Для этого определила содержание работы по данному направлению, оформила тематические альбомы. В тематический альбом включила: картинки, изображающие роли и ролевые отношения (мама готовит еду, стирает; папа ремонтирует машину, помогает маме нести сумки, описание дидактических игр «Кому что нужно для работы», «Кто что делает» и другие.
По мнению учёных, художественная литература является существенным фактором в процессе формирования представлений ребёнка о принадлежности к определенному полу. Восприятие художественных произведений, способствует формированию сознания, желания быть похожими на привлекательных героев мужчин или женщин.
Поэтому в тематические альбомы я включила картотеки стихов. Сначала использую их при рассматривании сюжетных картинок «Мама спит она устала, ну и я играть не стала…» (Е. Благининой). «Может рыбу он ловить, Кран на кухне починить. Для меня всегда герой – Самый лучший папа мой!» (Ольги Чусовитиной).
Для усвоения навыков ролевого поведения подбирала стихи для инсценировок. Читая стихи, демонстрировала детям ролевые действия : «Я, как мама, не люблю дома беспорядка. Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.» (Е. Благининой).
Игры-инсценировки обычно очень нравятся младшим дошкольникам. Идея их проста: надо слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием. Например: «Качу, Лечу. Во весь опор. Я сам — шофер, И сам — мотор. Нажимаю, на педаль и машина мчится, вдаль» (Бориса Заходера). Выполняя движения, дети легко запоминают рифмованные строчки, а с ними и игровые действия. В дальнейшем игровые действия дети переносят в самостоятельные игры.
Во время игр, обращала внимание детей на поступки и отношения: как папа помогает дома? О ком заботится мама? Так с помощью стихов и их инсценировки формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Организуя сюжетно-ролевую игру, помогала с выбором роли, обозначением ее атрибутом, словом. Для этого вместе с родителями позаботились о достаточном количестве игрушек и атрибутов, как для мальчиков, так и для девочек. Использовала картотеку стихов, для обогащения ролевых действий : «Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет?» (О. Чусовитиной). «Мастер, мастер, Помоги-Прохудились Сапоги!» или «Целый день сегодня Шью. Я одела Всю семью» (Бориса Заходера). Предлагала детям воспроизвести действия. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети начинали ориентироваться в отношениях между людьми, соблюдать определенные правила: мама заботится о детях и папе, папа помогает маме и т. д. В режимные моменты, на прогулке поощряю, когда мальчики проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда нужна физическая сила, а девочки в случаях помощи мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Таким образом, инсценировки стихов послужили инструментом обогащения ролевого поведения дошкольников, что в дальнейшем будет способствовать их социализации.
1. Л. В. Климина. Гендерный подход к образованию дошкольников. // Дошкольная педагогика- 3,2012г. - с. 7
2. С. И. Курбатова. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе. // Дошкольная педагогика- № 2,2012г. - с. 39