Серго Галина Анатольевна
Обучающая сюжетно-ролевая игра как непрерывное образование в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В публикации рассматриваются различные подходы к организации сюжетной игры и игры с правилами в дошкольном образовательном учреждении. Существуют два возможных пути организации игры ребенка в детском саду в свете современных требований к структуре образовательного процесса. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка, второй - рассматривает игру дошкольника как культурную деятельность и создает благоприятные условия для формирования способов игры у детей.
Публикация «Обучающая сюжетно-ролевая игра как непрерывное образование в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(экологическое)
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА
Профессиональные игры
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Информационная часть
• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
• Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.
• Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.
Атрибуты
• Костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);
• Посылки, бандероли, письма;
• Шапка почтальона;
• Сумка;
• Почтовый ящик;
• Телефонный аппарат;
• Телеграфный аппарат.
Создание проблемной ситуации
• Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей : организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей : организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
• Собака жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей : собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Информационная часть
• Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость: лес – книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача – беречь книги, журналы.
• Ознакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплётчик, художник, реставратор).
Атрибуты
• Выставка книг;
• Выпуск плакатов-«молний» «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т. д. ;
• Сбор макулатуры.
Создание проблемной ситуации
• Книга порвалась – что делать?
• Первое посещение библиотеки (правила поведения).
• Если все библиотеки закроются, что будет с нами?
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Информационная часть
• Провести экскурсии в царство царя Берендея.
• Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников.
• Провести литературные викторины.
Атрибуты
• Маски зверей, птиц, насекомых;
• Игрушечные звери и птицы;
• Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.
Создание проблемной ситуации
Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребёнок, который задаёт вопросы и выслушивает ответы.
• В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг неё изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
• В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
• В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Информационная часть
• Рассказать детям о том, что ткани бывают растительного и животного происхождения; существуют искусственные и натуральные шубы (проблема охраны животных).
• Ознакомить с процессами изготовления мягких игрушек, нанесения на ткань растительного рисунка.
• Формировать бережное отношение к вещам.
Атрибуты
• Образцы тканей (лён, хлопок, шерсть);
• Иллюстрации животных и растений.
• Эскизы костюмов для животных.
Создание проблемной ситуации
• Какую шубу лучше сшить? (обсудить проблему с точки зрения охраны животных.)
• Где животные «хранят» свои шубки?
• Как сделать костюмы для артистов цирка (рисование, узоры с растительными орнаментами).
• Давайте, организуем ателье для животных (знакомство с тканями, рисование по ткани и на бумаге).
• Где живёт шёлковая гусеница? (рассматривание картинок и шёлка.)
• Какие животные могут быть лесными портными? (Паук плетёт паутину, ёж носит иголки; гусеница шелкопряда делает нить.)
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Информационная часть
• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытьё, стрижка шерсти).
• Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.).
• Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?
Атрибуты
• Контейнер с измельчителем мусора;
• Специальный шампунь для животных;
• Специальные расчёски для собак;
• Игрушка «Артемон-парикмахер»;
• Фотопроспект «Модели стрижки зверей».
Создание проблемной ситуации
• В парикмахерскую приходит лохматая грязная собака, которую из-за её неопрятного вида никто не хочет взять её к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть её и постричь.)
• Открытие парикмахерской-салоном «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).
• В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. ( Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные – в другие и т. п. Затем всё это отвозится на завод и перерабатывается.)
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Информационная часть
• Ознакомить детей во время игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.
• Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например, «В долине папоротников»)
Атрибуты
• Кукольный театр (игрушки, животные, теневой театр;
• Костюмы для постановки экологических сказок;
• Декорации к сказкам – деревья цветы.
Создание проблемной ситуации
• Сказка «Репка» ( У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь)
• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
• Инсценировка экологических сказок.