Симонова Алиса
Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя
▼ Скачать + Заказать документы
Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя
Аннотация. В современном мире и дети, и взрослые окружены цифрами и числами. Забавы с ними в помещении или под открытым небом, позволят не только приятно провести время, но и укрепить математические познания и способности. Для успешного усвоения детьми элементарных математических представлений следует использовать игровую деятельность, которая так свойственна детям дошкольного возраста. Использование в процессе этих увлекательных занятий различных природных материалов, продуктов питания, а также взгляд на привычные предметы в новом ракурсе пробудят у малышей неподдельный интерес к окружающему миру. Ключевые слова: элементарные математические представления, мыслительные процессы, методы и приемы, игровая деятельность, дошкольники. Многие из нас – воспитателей год от года сталкиваются с тем, что дети после летнего отдыха приходят в детский сад с более слабыми знаниями по сравнению с теми, которыми они обладали в предыдущей группе на конец учебного года, сетуя на то, что у детей плохая память, что они недостаточно внимательны. Недостаток внимания у дошколят не позволяет им воспринимать многое из окружающего мира, приобрести необходимые умения и навыки, усвоить понятия, доступные для их возраста. Из окружающего мира на детей одновременно производят воздействия разные источники информации. Усвоить всё это разнообразие малыши не в состоянии, да это и не надо. Но выделить полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений – совершенно необходимо. Наше поведение, наши жизненные успехи во многом зависят от свойств нашего характера. Эту функцию психической деятельности выполняет внимание, выделяя из информационного потока ту его часть, которая непосредственно связана с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, мышлением, воображением. Отсюда мы можем сделать вывод: необходимо тренировать эти качества у ребят. Проанализировав традиционные приёмы и методы работы, мы пришли к выводу, что дидактический характер обучения не даёт качественного результата. У большинства детей не формируются устойчивые знания, поскольку ребята машинально воспринимают то, что даёт им взрослый. При этом не затрагиваются глубокие мыслительные процессы, а внимание становится рассеянным от того, что дети быстро устают. 39 Мы начали искать новые методы и приёмы обучения детей для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП). Испробовав различные методики, мы пришли к выводу, что самым эффективным является игровой метод, поскольку восприятие детьми окружающего мира, представлений, мышления, личностных качеств успешней осуществляется в активной игровой деятельности, в которую они включаются в силу своей любознательности и интересов. В своей работе мы постепенно начали вводить элементы игры в занятия по ФЭМП и заметили, что на таких занятиях дети практически не устают, с желанием и интересом занимаются, не отвлекаясь на посторонние раздражители. На следующем этапе мы стали проводить в форме игры не часть, а целое занятие. Вот одно из таких игр-занятий для детей 6–7 лет. Тема: «Встречаем инопланетян». Программное содержание: закрепить навыки счёта в пределах 10 в прямом порядке независимо от величины и расположения предметов. Закрепить счёт на слух. Закрепить свойства квадрата. Учить делить квадрат на 2 и 4 части. Обогатить и активизировать словарный запас детей : планета, воздушное пространство, квадрат, сторона, угол, вершина, часть, целое, половинки, четвертинка. Воспитывать внимательность, коммуникабельность. Материал : плоские фигурки НЛО разной формы и величины, игрушкаторт, на каждого ребёнка по 2 бумажных квадрата, ножницы. Ход игры-занятия. Педагог: Ребята, что такое Земля, на которой мы живём? Дети: Земля – это планета. Педагог: А что окружает нашу планету? Дети: Нашу планету окружает воздушное пространство. Педагог: Совершенно верно. Посмотрите (обращает внимание на доску, в воздушном пространстве Земли появились НЛО – неопознанные летательные объекты. Одинаковые ли эти объекты? Дети: НЛО не одинаковые. Педагог: Чем они отличаются? Дети: НЛО отличаются формой и величиной. Педагог: Какие НЛО по величине? Дети: По величине НЛО большие и маленькие. Педагог: Какие НЛО по форме? Дети: По форме НЛО квадратные, круглые, овальные и прямоугольные. Педагог: Можем ли мы определить количество НЛО? Как? Дети: НЛО надо посчитать. Педагог: Сколько же их всего? Дети: Всего 10 НЛО. Педагог: Смотрите, НЛО перестроились. Сколько же их стало теперь? Дети: 10. Педагог: Опять перестроились. Изменилось ли их количество? Дети: Нет. 40 Педагог: Почему? Дети: Количество НЛО не изменилось, потому что их осталось столько же – 10, только они летят по-другому. Педагог: Совершенно верно. Как бы НЛО не перестраивались, их остаётся 10. Значит, какой вывод можно сделать? Дети: Количество предметов не зависит от их величины и расположения. Педагог: Молодцы! Однако, ребята, н6е все НЛО намерены приземлиться. А сколько из них приземлиться вы узнаете, когда сосчитаете на слух количество звуков. Закройте глаза и внимательно считайте. (Педагог хлопает в ладоши 7 раз) Педагог: У меня получилось, что приземлилось 6 НЛО. А сколько повашему приземлилось НЛО? Дети: Приземлилось 7 НЛО. Педагог: Как узнать, кто прав? Дети: Надо пересчитать НЛО. Педагог: Давайте проверим, кто не ошибся. Дети: 7 НЛО. Педагог: Молодцы! Вы правы. Ребята, в знак того, что инопланетяне прилетели к нам, как друзья, они привезли с собой торт. Как вы считаете, хватит ли на всех одного торта? Дети: Конечно, хватит. Педагог: Что для этого нужно сделать? Дети: Надо разделить торт на кусочки. Педагог: Хорошо, давайте так и сделаем. Какой формы торт? Дети: Торт квадратной формы. Педагог: Почему вы так решили? Дети: Потому что у торта 4 одинаковые стороны, 4 прямых угла и 4 вершины. Педагог: Хорошо. Вы меня убедили. А сейчас игра на внимание. Посмотрите вокруг себя. Найдите и назовите предметы квадратной формы. Дети: Называют предметы квадратной формы. Педагог: Прекрасно. Чтобы правильно разделить торт, давайте поупражняемся в делении квадрата на равные части на листочках бумаги квадратной формы. Предлагаю вам самостоятельно разделить квадрат пополам. Дети: Выполняют задание. Педагог: Я вижу, что у вас при делении квадратов получились разные геометрические фигуры. Вы уверены, что у вас получилось по две половинки? Дети: Да. У меня получилось 2 одинаковых прямоугольника (треугольника). Педагог: Вы уверены, что ваши части одинаковые? Как вы это можете доказать? Дети: Накладываем одну часть на другую. Они одинаковые. Педагог: Убедили. Как можно назвать каждую из двух частей? Дети: Половинка. 41 Педагог: Правильно. Правильно. А ещё каждую часть можно назвать одна вторая. Как вы считаете, что больше целое или одна вторая часть? Дети: Целое больше одной второй части. Педагог: Я тоже разделила свой квадрат на две части. Вот что у меня получилось (показывает две неравные части). Можно ли эти части квадрата назвать половинками? Дети: Эти части нельзя назвать половинками, потому что они неодинаковые. Педагог: Да, вы правы. Только одинаковые части предмета можно назвать половинками или одной второй частью. А попробуйте разделить квадрат на 4 равные части. Дети: Выполняют задание. Педагог: Сколько у вас получилось частей. Одинаковые ли они? Дети: Получились 4 одинаковые части. Педагог: Как можно назвать каждую из четырёх частей? Дети: Каждую часть можно назвать четвертинка. Педагог: Правильно. Четвертинка или одна четвёртая часть. Как повашему, что самое маленькое: целый предмет, его половинка или его четвертинка? Дети: Четвертинка самая маленькая. Педагог: А что самое большое? Дети: Самое большое – целый предмет. Педагог: Что можно сказать о половинках и четвертинках ваших квадратов? Дети: Половинка квадрата больше четвертинки; четвертинка квадрата меньше половинки. Педагог: Как вы это можете доказать? Дети: Наложить четвертинку на половинку. Педагог: Молодцы! Теперь мы с вами сможем разделить торт так, чтобы все кусочки были одинаковыми. А инопланетянам пора улетать. Попрощаемся с ними». Во время таких игр-занятий дети не замечают, что их чему-то учат. Они просто гуляют по лесу, встречают гостей, выручают из плена утёнка, помогают Незнайке и т. д., но незаметно для себя они считают, измеряют, сравнивают, решают задачи, постоянно анализируют, доказывают свою правоту. Причём в таких играх-занятиях принимают самое активное участие даже те дети, которые во время традиционных занятий бывают крайне пассивны. Обучая во время игры, мы стремились к тому, чтобы радость игры постепенно перешла в радость обучения, желания узнать новое. Нам удалось подвести ребят к тому, что они уже с нетерпением ждали, когда снова они будут играть в математику. Неотъемлемой частью каждого такого занятия у нас были стихи, либо загадки, либо рифмованные задачи, либо логические упражнения. Для того, чтобы способствовать развитию детского ума, мы создавали условия для умственной работы, используя ситуации, в которых дети 42 постепенно подводились к решению разных задач, а не получали готовые знания, перекладываемые из головы взрослого. Часто мы предлагали детям заведомо неправильные решения, которые ребята, не боясь, учились опровергать и доказывать свою правоту. Неоценимую помощь при освоении детьми элементарных математических представлений оказывают развивающие игры на классификацию и группировку, в которых обобщение предметов в группы осуществляется не только по наличию, но и по отсутствию свойств. Например, круглые – не круглые, красные – не красные, синие – не треугольные и т. д. С помощью таких игр-занятий в лице детей нам удалось получить творческих личностей, а не исполнителей. Они научились не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Наши выпускники стали более самостоятельными, инициативными, сообразительными, внимательными, любознательными, трудолюбивыми, целеустремлёнными, уверенными в себе. Развивающие игры служат становлению творческой стороны интеллекта – это путь развития изобретательности исследовательского таланта. Наша задача – помочь детям встать на этот путь.
Публикация «Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Библиографический список. 1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – Москва: Знание, 1998. – 217 с. 2. Габова М. Знакомство детей геометрическими фигурами. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9. – С. 36. 3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технология математического образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: Книга, 2017. – 261 с.