МААМ-картинки

Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя

Симонова Алиса
Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя
▼ Скачать + Заказать документы

Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя

Аннотация. В современном мире и дети, и взрослые окружены цифрами и числами. Забавы с ними в помещении или под открытым небом, позволят не только приятно провести время, но и укрепить математические познания и способности. Для успешного усвоения детьми элементарных математических представлений следует использовать игровую деятельность, которая так свойственна детям дошкольного возраста. Использование в процессе этих увлекательных занятий различных природных материалов, продуктов питания, а также взгляд на привычные предметы в новом ракурсе пробудят у малышей неподдельный интерес к окружающему миру. Ключевые слова: элементарные математические представления, мыслительные процессы, методы и приемы, игровая деятельность, дошкольники. Многие из нас – воспитателей год от года сталкиваются с тем, что дети после летнего отдыха приходят в детский сад с более слабыми знаниями по сравнению с теми, которыми они обладали в предыдущей группе на конец учебного года, сетуя на то, что у детей плохая память, что они недостаточно внимательны. Недостаток внимания у дошколят не позволяет им воспринимать многое из окружающего мира, приобрести необходимые умения и навыки, усвоить понятия, доступные для их возраста. Из окружающего мира на детей одновременно производят воздействия разные источники информации. Усвоить всё это разнообразие малыши не в состоянии, да это и не надо. Но выделить полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений – совершенно необходимо. Наше поведение, наши жизненные успехи во многом зависят от свойств нашего характера. Эту функцию психической деятельности выполняет внимание, выделяя из информационного потока ту его часть, которая непосредственно связана с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, мышлением, воображением. Отсюда мы можем сделать вывод: необходимо тренировать эти качества у ребят. Проанализировав традиционные приёмы и методы работы, мы пришли к выводу, что дидактический характер обучения не даёт качественного результата. У большинства детей не формируются устойчивые знания, поскольку ребята машинально воспринимают то, что даёт им взрослый. При этом не затрагиваются глубокие мыслительные процессы, а внимание становится рассеянным от того, что дети быстро устают. 39 Мы начали искать новые методы и приёмы обучения детей для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП). Испробовав различные методики, мы пришли к выводу, что самым эффективным является игровой метод, поскольку восприятие детьми окружающего мира, представлений, мышления, личностных качеств успешней осуществляется в активной игровой деятельности, в которую они включаются в силу своей любознательности и интересов. В своей работе мы постепенно начали вводить элементы игры в занятия по ФЭМП и заметили, что на таких занятиях дети практически не устают, с желанием и интересом занимаются, не отвлекаясь на посторонние раздражители. На следующем этапе мы стали проводить в форме игры не часть, а целое занятие. Вот одно из таких игр-занятий для детей 6–7 лет. Тема: «Встречаем инопланетян». Программное содержание: закрепить навыки счёта в пределах 10 в прямом порядке независимо от величины и расположения предметов. Закрепить счёт на слух. Закрепить свойства квадрата. Учить делить квадрат на 2 и 4 части. Обогатить и активизировать словарный запас детей : планета, воздушное пространство, квадрат, сторона, угол, вершина, часть, целое, половинки, четвертинка. Воспитывать внимательность, коммуникабельность. Материал : плоские фигурки НЛО разной формы и величины, игрушкаторт, на каждого ребёнка по 2 бумажных квадрата, ножницы. Ход игры-занятия. Педагог: Ребята, что такое Земля, на которой мы живём? Дети: Земля – это планета. Педагог: А что окружает нашу планету? Дети: Нашу планету окружает воздушное пространство. Педагог: Совершенно верно. Посмотрите (обращает внимание на доску, в воздушном пространстве Земли появились НЛО – неопознанные летательные объекты. Одинаковые ли эти объекты? Дети: НЛО не одинаковые. Педагог: Чем они отличаются? Дети: НЛО отличаются формой и величиной. Педагог: Какие НЛО по величине? Дети: По величине НЛО большие и маленькие. Педагог: Какие НЛО по форме? Дети: По форме НЛО квадратные, круглые, овальные и прямоугольные. Педагог: Можем ли мы определить количество НЛО? Как? Дети: НЛО надо посчитать. Педагог: Сколько же их всего? Дети: Всего 10 НЛО. Педагог: Смотрите, НЛО перестроились. Сколько же их стало теперь? Дети: 10. Педагог: Опять перестроились. Изменилось ли их количество? Дети: Нет. 40 Педагог: Почему? Дети: Количество НЛО не изменилось, потому что их осталось столько же – 10, только они летят по-другому. Педагог: Совершенно верно. Как бы НЛО не перестраивались, их остаётся 10. Значит, какой вывод можно сделать? Дети: Количество предметов не зависит от их величины и расположения. Педагог: Молодцы! Однако, ребята, н6е все НЛО намерены приземлиться. А сколько из них приземлиться вы узнаете, когда сосчитаете на слух количество звуков. Закройте глаза и внимательно считайте. (Педагог хлопает в ладоши 7 раз) Педагог: У меня получилось, что приземлилось 6 НЛО. А сколько повашему приземлилось НЛО? Дети: Приземлилось 7 НЛО. Педагог: Как узнать, кто прав? Дети: Надо пересчитать НЛО. Педагог: Давайте проверим, кто не ошибся. Дети: 7 НЛО. Педагог: Молодцы! Вы правы. Ребята, в знак того, что инопланетяне прилетели к нам, как друзья, они привезли с собой торт. Как вы считаете, хватит ли на всех одного торта? Дети: Конечно, хватит. Педагог: Что для этого нужно сделать? Дети: Надо разделить торт на кусочки. Педагог: Хорошо, давайте так и сделаем. Какой формы торт? Дети: Торт квадратной формы. Педагог: Почему вы так решили? Дети: Потому что у торта 4 одинаковые стороны, 4 прямых угла и 4 вершины. Педагог: Хорошо. Вы меня убедили. А сейчас игра на внимание. Посмотрите вокруг себя. Найдите и назовите предметы квадратной формы. Дети: Называют предметы квадратной формы. Педагог: Прекрасно. Чтобы правильно разделить торт, давайте поупражняемся в делении квадрата на равные части на листочках бумаги квадратной формы. Предлагаю вам самостоятельно разделить квадрат пополам. Дети: Выполняют задание. Педагог: Я вижу, что у вас при делении квадратов получились разные геометрические фигуры. Вы уверены, что у вас получилось по две половинки? Дети: Да. У меня получилось 2 одинаковых прямоугольника (треугольника). Педагог: Вы уверены, что ваши части одинаковые? Как вы это можете доказать? Дети: Накладываем одну часть на другую. Они одинаковые. Педагог: Убедили. Как можно назвать каждую из двух частей? Дети: Половинка. 41 Педагог: Правильно. Правильно. А ещё каждую часть можно назвать одна вторая. Как вы считаете, что больше целое или одна вторая часть? Дети: Целое больше одной второй части. Педагог: Я тоже разделила свой квадрат на две части. Вот что у меня получилось (показывает две неравные части). Можно ли эти части квадрата назвать половинками? Дети: Эти части нельзя назвать половинками, потому что они неодинаковые. Педагог: Да, вы правы. Только одинаковые части предмета можно назвать половинками или одной второй частью. А попробуйте разделить квадрат на 4 равные части. Дети: Выполняют задание. Педагог: Сколько у вас получилось частей. Одинаковые ли они? Дети: Получились 4 одинаковые части. Педагог: Как можно назвать каждую из четырёх частей? Дети: Каждую часть можно назвать четвертинка. Педагог: Правильно. Четвертинка или одна четвёртая часть. Как повашему, что самое маленькое: целый предмет, его половинка или его четвертинка? Дети: Четвертинка самая маленькая. Педагог: А что самое большое? Дети: Самое большое – целый предмет. Педагог: Что можно сказать о половинках и четвертинках ваших квадратов? Дети: Половинка квадрата больше четвертинки; четвертинка квадрата меньше половинки. Педагог: Как вы это можете доказать? Дети: Наложить четвертинку на половинку. Педагог: Молодцы! Теперь мы с вами сможем разделить торт так, чтобы все кусочки были одинаковыми. А инопланетянам пора улетать. Попрощаемся с ними». Во время таких игр-занятий дети не замечают, что их чему-то учат. Они просто гуляют по лесу, встречают гостей, выручают из плена утёнка, помогают Незнайке и т. д., но незаметно для себя они считают, измеряют, сравнивают, решают задачи, постоянно анализируют, доказывают свою правоту. Причём в таких играх-занятиях принимают самое активное участие даже те дети, которые во время традиционных занятий бывают крайне пассивны. Обучая во время игры, мы стремились к тому, чтобы радость игры постепенно перешла в радость обучения, желания узнать новое. Нам удалось подвести ребят к тому, что они уже с нетерпением ждали, когда снова они будут играть в математику. Неотъемлемой частью каждого такого занятия у нас были стихи, либо загадки, либо рифмованные задачи, либо логические упражнения. Для того, чтобы способствовать развитию детского ума, мы создавали условия для умственной работы, используя ситуации, в которых дети 42 постепенно подводились к решению разных задач, а не получали готовые знания, перекладываемые из головы взрослого. Часто мы предлагали детям заведомо неправильные решения, которые ребята, не боясь, учились опровергать и доказывать свою правоту. Неоценимую помощь при освоении детьми элементарных математических представлений оказывают развивающие игры на классификацию и группировку, в которых обобщение предметов в группы осуществляется не только по наличию, но и по отсутствию свойств. Например, круглые – не круглые, красные – не красные, синие – не треугольные и т. д. С помощью таких игр-занятий в лице детей нам удалось получить творческих личностей, а не исполнителей. Они научились не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Наши выпускники стали более самостоятельными, инициативными, сообразительными, внимательными, любознательными, трудолюбивыми, целеустремлёнными, уверенными в себе. Развивающие игры служат становлению творческой стороны интеллекта – это путь развития изобретательности исследовательского таланта. Наша задача – помочь детям встать на этот путь.

Публикация «Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя» размещена в разделах

Библиографический список. 1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – Москва: Знание, 1998. – 217 с. 2. Габова М. Знакомство детей геометрическими фигурами. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9. – С. 36. 3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технология математического образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: Книга, 2017. – 261 с.

Публикации по теме:

«Играя помогаем». Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: разностороннее,.

Подвижная игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Осень»Подвижная игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Осень» Цель: Закрепить с детьми названия деревьев, учить различать листья по форме, по окраске, развивать двигательную активность детей, учить.

Картотека игр на утренник к 8 Марта для детей старшего и подготовительного возраста ДОУ Игра МОДНИЦА (для мам и дочек)На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть.

Конспект ООД «Что такое доброта» для детей старшего и подготовительного к школе возрастаКонспект ООД «Что такое доброта» для детей старшего и подготовительного к школе возраста Цель: обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека. Задачи: - развивать умение делать правильный нравственный.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Обучаем, играя. Применение нетрадиционного приёма обучения «Камешки Марблс» (из опыта работы)Обучаем, играя. Применение нетрадиционного приёма обучения «Камешки Марблс» (из опыта работы) Всем уже известны разноцветные, яркие камешки "Марблс". Они разные по цвету, размеру, вызывают массу положительных эмоций у детей! В своей.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

План кружка по футболу и хоккею. Для детей старшего и подготовительного возраста. План работы кружка «Футбол и Хоккей» на 2015-2016 год. Подготовила: воспитатель Кормителева Л. Э. Актуальность. «С раннего детства любимой.

Военно-спортивная игра «Зарница» для детей старшего и подготовительного возрастаВоенно-спортивная игра «Зарница» для детей старшего и подготовительного возраста Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» для детей подготовительной группы. Цель - формирование у дошкольников патриотических чувств. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя
Опубликовано: 30 мая 2023 в 21:16
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучаем детей старшего подготовительного возраста математике, играя» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Алиса (УИ 2799715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД