Лучший педагог года

Обсуждение и выявления у детей беспокойств, связанных с их психологическим состоянием в социуме

Александр Владимирович Гришин
Обсуждение и выявления у детей беспокойств, связанных с их психологическим состоянием в социуме

Один из самых сложных и щепетильных вопросов, который до сих пор остается у врачей, – как сказать родителям, что им нужно обратиться к психологу. Даже если родители сами отмечают проблемы у ребенка, врачу непросто обсуждать это с ними. Причина – в существующей до сих пор стигматизации в отношении психологов, непонимании их роли, смешении ее с ролью психиатра. Задача психолога-консультанта – обеспечить врача

Публикация «Обсуждение и выявления у детей беспокойств, связанных с их психологическим состоянием в социуме» размещена в разделах

инструментами для более открытого обсуждения с семьей выявленных трудностей. Основой для диалога служит информация о нормальном развитии ребенка раннего возраста, которую предоставляет педиатр как устно, так и с помощью буклетов. Уже на этом этапе можно открыто обсуждать особенности поведенческих проявлений ребенка, их частоту и родительские страхи (например, того, что эти проявления усилятся или что самих родителей могут

обвинить в плохом обращении с ребенком)Врачи-педиатры ориентируются на некоторые поведенческие проявления ребенка или членов семьи, для того чтобы понять, что беспокойства требуют более подробного обсуждения и диагностики. Дети, чьими потребностями пренебрегают или которые испытывают на себе жестокое обращение, бывают грустными, заторможенными, могут находиться в состоянии оцепенения или замкнутости.

Некоторые пребывают в депрессии, проявляют признаки нарушения

питания или сна. Для ряда детей характерны самостимуляция, раскачивание, неразборчивое дружелюбие. Также среди проявлений – агрессивность без видимой причины, неспособность принять утешение от взрослого.

Младенец, чьими потребностями пренебрегают или с которым жестоко обращаются, демонстрирует следующие проявления:

• сниженный эмоциональный спектр (например, ребенок часто

грустный, сердитый, редко улыбается, проявляет удовольствие);

• не реагирует на звуки, прикосновения, зрительную стимуляцию;

• не любит, когда к нему прикасаются во время игры;

• его очень трудно успокоить;

• не может успокоиться сам;

• крайне пуглив или насторожен;

• не обращается к знакомым взрослым за помощью или утешением;

• демонстрирует резкую смену настроения и поведения.

В поведении дошкольников о нарушениях психического здоровья может свидетельствовать следующее :

• ребенок не может играть с предметами или людьми;

• не разговаривает;

• часто дерется;

• очень грустный;

• крайне пуглив;

• демонстрирует признаки мастурбации;

• замкнут;

• чрезвычайно активен;

• утратил навыки, которыми прежде владел;

• отмечается резкая смена настроения и поведения;

• с ним вечно случаются неприятности;

• заметно деструктивное поведение по отношению к себе или другим.

Также врач может обратить внимание на ключевые слова или поведение родителей, которые соотносятся с риском возникновения психических нарушений, например:

на проблемы у ребенка со вниманием могут указать следующие фразы родителей: «он все время бегает без остановки, крутится как юла», «слишком мечтательный», «легко отвлекается», «не может ни на чем сосредоточиться»;

• о тревожных и/или депрессивных проблемах могут

свидетельствовать следующие высказывания: «у него практически нет друзей, он часто один», «он замкнут, ни с кем не общается», «он винит во всем себя», «грозит покончить жизнь самоубийством» «говорит, что он никчемный, неудачник» (эти фразы могут появляться у детей уже с пяти-шести лет, «стал меньше радоваться, стал менее веселым», «он все время говорит, перебивает взрослых», «он хочет, чтобы внимание уделяли только ему», «у него случаются истерики», «он все время раздражается»;

• о поведенческих проблемах могут сигнализировать такие

фразы: «дразнит других детей», «дерется, кусается», «не следует правилам в школе, саду», «упрямый, делает все по-своему», «обвиняет других», «берет чужое», «не хочет делиться»;

• на другие проблемы психологического плана указывают

замечания такого рода: «ребенок меня не слушает, сидит все время

в телевизоре/планшете», «он не слушается, его ни о чем попросить нельзя», «потерял интерес к школе», «не показывает своих чувств», «плохо спит, мало ест, но врачи не находят ничего особенного», «у него стали плохие оценки», «боится новых ситуаций», «ведет себя слишком рискованно».

Также врач-педиатр может использовать диалог с родителями и ребенком, чтобы прояснить, насколько часты, закономерны наблюдаемые проявления у ребенка.

1. Если родители многократно (2-3 раза за последние 3-6 месяцев)

выражают беспокойство по поводу состояния ребенка, которое может быть связано с его эмоциональной сферой, жалуются на неуправляемость поведения, неуспеваемость в школе, низкую адаптацию и т. п.

2. Врач сам может видеть повторяемость того или иного поведения ребенка, которое кажется неадекватным. Если ребенок более трех раз делает то, что его просили не делать, продолжает настойчиво следовать своей линии, врач может обратиться к ребенку, например, спросив: «Ты хочешь, чтобы все внимание уделялось тебе?» – и узнать у родителей, часто ли такое происходит

с ребенком дома.

3. Если у ребенка очень грустное выражение лица, круги под глазами, темный цвет лица, эффект «замирания» (ребенок смотрит в одну точку, «ушел в себя», подавлен, можно обратиться к нему так: «Что-то ты грустный в последнее время» – и узнать у родителей, что случилось. Если родители говорят, что «он всегда такой», это повод для более подробного обсуждения.

4. Врач может обратить внимание на грустное, постоянно

подавленное выражение лица у матери, чувство усталости. Такие проявления могут свидетельствовать о ее депрессивном состоянии, что сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его психическом здоровье.

5. Нередко врачи обращают внимание на чрезмерно агрессивное, неадекватное состоянию ребенка поведение матери (например, она дергает, трясет ребенка, тыкает бутылочкой, резко одергивает одежду и т. п.) или замечают частое раздражение по поводу состояния ребенка. Такое поведение матери может свидетельствовать о ее депрессивном состоянии.

6. Нередко бывает так, что ребенок ведет себя провокационным образом, а мать не в состоянии с ним справиться, урегулировать его поведение, признаваясь врачу, что «вот он так всегда», «с ним тяжело договориться» и т. д Подобная беспомощность родителя в отношениях с ребенком служит поводом дать рекомендацию обратиться за консультацией психолога.

Эти характеристики поведения ребенка и членов его семьи, которые замечает врач, должны получить более открытое обсуждение и оказаться предметом консультирования детского психолога. Конечно, из-за недостатка времени педиатру трудно все это заметить, поэтому лучше всего использовать скрининговую оценку развития ребенка и риска наличия у него психологических трудностей и обязательно обратиться к психотерапевту для коррекции поведения ребенка.

Публикации по теме:

«Обсуждение» и «Голоса»«Обсуждение» и «Голоса» Сегодня мы внесли изменения на сайт добавив две небольшие ссылки в меню пользователя. Первая ссылка ведет на страницу, где можно увидеть.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать интерес детей к художественной.

Игры для выявления и абстрагирования свойствИгры для выявления и абстрагирования свойств «Найди клад или мышку» Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Ход игры:.

Конспект прогулки «Наблюдение за состоянием погоды» для детей 4–5 летКонспект прогулки «Наблюдение за состоянием погоды» для детей 4–5 лет Тема: «Наблюдение за состоянием погоды» Цели: обобщать и систематизировать представления о лете по основным существенным признакам, о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обсуждение и выявления у детей беспокойств, связанных с их психологическим состоянием в социуме
Опубликовано: 19 мая 2024 в 16:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обсуждение и выявления у детей беспокойств, связанных с их психологическим состоянием в социуме» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД