Кондрахина Елена
Обследование чтения у детей учителем-логопедом
▼ Скачать + Заказать документы
Виды заданий:
1) восприятие детьми букв, т. е. их узнавание. Ребенку предлагается ряд букв, среди которых должны быть буквы, соответствующие родственным звукам (свистящие и шипящие, звонкие и глухие и т. п.). Ребенку предлагается назвать буквы, а если это невозможно в силу речевого дефекта, то показать их в словах или подобрать среди букв, написанных рукописным или печатным шрифтом. При этом имеет значение, сразу ли узнает ребенок данную букву, а если возникают затруднения - каков их характер.
2) чтение слогов. Сначала предлагаются прочесть прямые слоги, потом обратные, со стечением согласных, с правильно или неправильно произносимыми звуками.
3) чтение слов. Сначала даются самые простые слова, а затем более сложные по звуковому или морфологическому составу, и наконец, слова, менее знакомые детям. Обязательно нужно проверить, понимает ли ребенок прочитанное слово. Это можно сделать, попросив подобрать синоним к данному слову, объяснить его, включить в предложение, подыскать соответствующую картинку. Для проверки понимания можно предъявить специальный набор картинок и карточек со словами, сходными по написанию (буквенному составу). Каждый предмет и слово изображены на отдельной карточке.
4) чтение фраз и текстов, соответствующих знаниям ребенка, доступных по объему и содержанию, но не применяемых в классной обстановке. Проверить прочитанное (ответы на вопросы или пересказ).
Обследуя чтение, необходимо отмечать его характер: читает ли ребенок по слогам или целыми словами или перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова. Обращается внимание на особенности ошибок: заменяет ли ребенок в процессе чтения названия отдельных букв, других ошибок, каков темп чтения, а также степень понимания читаемого.
Все полученные наблюдения фиксируются. Они помогают уточнить, чем обусловлены недостатки чтения - фонематическими нарушениями речи или общим недоразвитием речи, и правильно подобрать приемы и методы преодоления трудностей в чтении.