МААМ-картинки

Консультация «Общности (сообщества) ДОО»

Рыбакова Дарья
Консультация «Общности (сообщества) ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

Публикация «Консультация „Общности (сообщества) ДОО“» размещена в разделах

поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

- уважительное отношение к личности воспитанника;

- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Разрабатывая технологический компонент нашей программы, мы ориентировались на методологическую идею Н. Г. Пешковой, которая сводится к необходимости проектирования воспитательной модели с учетом следующего:

- основные положения гуманистической педагогики и психологии;

- личностно-ориентированный подход организации процесса воспитания;

- поливариативность воспитательного процесса, в котором продвижение ребенка определятся не возрастом, а его психофизиологическими возможностями;

- открытость позитивного воспитательного пространства социуму;

Признавая приоритет личности ребенка как высшей ценности и смысла проектирования культурно-образовательного пространства, с его ядром в виде пространства воспитания, мы выделяем в качестве источника его развития базовые, универсальные потребности ребенка. Полноценное удовлетворение которых создает мотивационное основание его поведения: неблагополучие деформирует их, обращает к ложным средствам и формирует неадекватные способы самоутверждения.

Потребности лежат в основе интересов, а интерес служит реальным каналом связи с задатками и способностями. Потребности образуют программу самовыражения личности при условии, если они осознаются как мотивы деятельности. В таком случае, поднимаясь по ступенькам к собственному «Я», ребенок становится на путь самовоспитания, получает возможности для личностного саморазвития, так создается импульс к самосовершенствованию. Таким образом осуществляется закон возвышения потребностей.

Если говорить о минимальном, базисном наборе потребностей, который необходимо учитывать в процессе воспитания, то он может быть представлен следующим образом:

- потребности в самореализации, в счастье … - это цели развития;

- потребности в деятельности … - это средства развития;

- потребность в защищенности, в уважении … - это условия развития;

- потребности в удовлетворенности … это - стимул развития;

Взаимопересекаясь, потребности, выступая как цели, средства, условия и стимулы, образуют ядро личности. Мы убеждены, что одновременно они становятся и ядром организации воспитательного пространства, поскольку определяют структуру воспитательных задач.

Наша Программа ориентирована на то, что рамки и целостность воспитательного пространства ДОУ задаются путём взаимопересечения множества противостоящих полюсов, таких как:

- «социализация – индивидуализация»

(если социализация — это приобщение к единым нормам взаимоотношений человека с природой, обществом и себе подобными, то индивидуализация – это особый способ присвоения и реализации этих норм);

- «интеграция - дифференциация»

(если интеграция – это создание целостности пространства деятельности и общения, то дифференциация – это аккумуляция целостности личности, путём освоения только ей присущих целей, средств, условий и стимулов);

- «возрастное - невозрастное»

(если возрастное движение – это предзаданное, разворачивающееся в общеобязательных формах, то невозрастное – это ненормируемое возрастными ограничениями поле деятельностной).

Кроме этого, в воспитательном пространстве нашего ДОУ размещаются, взаимно пересекая друг друга, различные сферы культур: музыкальная, художественная, языковая, коммуникативная, нравственная, физическая, экологическая, трудовая. Рамки воспитательного пространства, удерживается целостность и полифоничность присваиваемой ребенком культуры.

Минимальной структурной единицей воспитательного пространства выступает воспитательная ситуация.

Необходимо учесть, что поскольку для дошкольника основной путь развития - обобщение собственного эмоционально-чувственного опыта, то основная задача построения воспитательных ситуаций – это организация его собственного опыта, «проживание» различных ситуаций путем наблюдения, экспериментирования. Это один из критериев отбора воспитательных технологий, в которых развивающий эффект проявляется в следующем:

• возможность самостоятельно анализировать, выявлять существенные свойства объектов, явлений;

• умение менять свою точку зрения как при решении наглядных, обстоятельств, так и в ситуации общения;

• развитие замыслов, умение формулировать идею будущего продукта.

Они могут стать не только ориентиром в организации воспитательной ситуации, но и критерием ее результативности.

При этом по-прежнему ведущим педагогическим средством остается игра:

• игра как способ драматизации ситуаций (вымышленных и естественных);

• игра как коммуникационная система со сменой ролей и освоением ролевых позиций,

• игра как психокоррекция поведения с изменением исходной позиции.

Публикации по теме:

Консультация «Что же маме подарить?»Консультация «Что же маме подарить?» Есть один чудесный праздник, Он приходит к нам весной. Любят взрослые и дети Этот праздник всей душой Потому что наши мамы Превращаются.

Презентация «Большой Атлас мира. Результат реализации проекта Географического сообщества «Голубая планета на ладошках» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В декабре прошлого года я рассказывала Вам о работе над совместным проектом ДОУ "Голубая планета.

Консультация для родителей «Поход в лес» Живой мир богат и разнообразен. Полезное и ядовитое находится в нем рядом. Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для родителей «Август»Консультация для родителей «Август» Август Август, август – детям радость! В летний лес пойдём гулять. Там малины спелой сладость И грибов - не сосчитать! Сколько ягод сочных.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация «Её величество загадка» «Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе.

Консультация «О пожарной безопасности»Консультация «О пожарной безопасности» Пожарная безопасность для детей – один из важных вопросов, которому должны уделять большое внимание воспитатели в детском саду и родители.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Общности (сообщества) ДОО»
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 08:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Общности (сообщества) ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Рыбакова Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД