Рыбакова Дарья
Консультация «Общности (сообщества) ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
Публикация «Консультация „Общности (сообщества) ДОО“» размещена в разделах
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
- уважительное отношение к личности воспитанника;
- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Разрабатывая технологический компонент нашей программы, мы ориентировались на методологическую идею Н. Г. Пешковой, которая сводится к необходимости проектирования воспитательной модели с учетом следующего:
- основные положения гуманистической педагогики и психологии;
- личностно-ориентированный подход организации процесса воспитания;
- поливариативность воспитательного процесса, в котором продвижение ребенка определятся не возрастом, а его психофизиологическими возможностями;
- открытость позитивного воспитательного пространства социуму;
Признавая приоритет личности ребенка как высшей ценности и смысла проектирования культурно-образовательного пространства, с его ядром в виде пространства воспитания, мы выделяем в качестве источника его развития базовые, универсальные потребности ребенка. Полноценное удовлетворение которых создает мотивационное основание его поведения: неблагополучие деформирует их, обращает к ложным средствам и формирует неадекватные способы самоутверждения.
Потребности лежат в основе интересов, а интерес служит реальным каналом связи с задатками и способностями. Потребности образуют программу самовыражения личности при условии, если они осознаются как мотивы деятельности. В таком случае, поднимаясь по ступенькам к собственному «Я», ребенок становится на путь самовоспитания, получает возможности для личностного саморазвития, так создается импульс к самосовершенствованию. Таким образом осуществляется закон возвышения потребностей.
Если говорить о минимальном, базисном наборе потребностей, который необходимо учитывать в процессе воспитания, то он может быть представлен следующим образом:
- потребности в самореализации, в счастье … - это цели развития;
- потребности в деятельности … - это средства развития;
- потребность в защищенности, в уважении … - это условия развития;
- потребности в удовлетворенности … это - стимул развития;
Взаимопересекаясь, потребности, выступая как цели, средства, условия и стимулы, образуют ядро личности. Мы убеждены, что одновременно они становятся и ядром организации воспитательного пространства, поскольку определяют структуру воспитательных задач.
Наша Программа ориентирована на то, что рамки и целостность воспитательного пространства ДОУ задаются путём взаимопересечения множества противостоящих полюсов, таких как:
- «социализация – индивидуализация»
(если социализация — это приобщение к единым нормам взаимоотношений человека с природой, обществом и себе подобными, то индивидуализация – это особый способ присвоения и реализации этих норм);
- «интеграция - дифференциация»
(если интеграция – это создание целостности пространства деятельности и общения, то дифференциация – это аккумуляция целостности личности, путём освоения только ей присущих целей, средств, условий и стимулов);
- «возрастное - невозрастное»
(если возрастное движение – это предзаданное, разворачивающееся в общеобязательных формах, то невозрастное – это ненормируемое возрастными ограничениями поле деятельностной).
Кроме этого, в воспитательном пространстве нашего ДОУ размещаются, взаимно пересекая друг друга, различные сферы культур: музыкальная, художественная, языковая, коммуникативная, нравственная, физическая, экологическая, трудовая. Рамки воспитательного пространства, удерживается целостность и полифоничность присваиваемой ребенком культуры.
Минимальной структурной единицей воспитательного пространства выступает воспитательная ситуация.
Необходимо учесть, что поскольку для дошкольника основной путь развития - обобщение собственного эмоционально-чувственного опыта, то основная задача построения воспитательных ситуаций – это организация его собственного опыта, «проживание» различных ситуаций путем наблюдения, экспериментирования. Это один из критериев отбора воспитательных технологий, в которых развивающий эффект проявляется в следующем:
• возможность самостоятельно анализировать, выявлять существенные свойства объектов, явлений;
• умение менять свою точку зрения как при решении наглядных, обстоятельств, так и в ситуации общения;
• развитие замыслов, умение формулировать идею будущего продукта.
Они могут стать не только ориентиром в организации воспитательной ситуации, но и критерием ее результативности.
При этом по-прежнему ведущим педагогическим средством остается игра:
• игра как способ драматизации ситуаций (вымышленных и естественных);
• игра как коммуникационная система со сменой ролей и освоением ролевых позиций,
• игра как психокоррекция поведения с изменением исходной позиции.