Зимина Мария
Общие вопросы психологии дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о психических процессах.
1.Наглядно-действенное – оно присуще представителям младшего возраста. При этом мыслительные процессы имеют прочную связь с действиями. Вследствие постоянных манипуляций с различными объектами и их преобразованиями малыш знакомится с их характеристиками. Многие дети ломают игрушки, пытаясь понять, что находится внутри.
Публикация «Общие вопросы психологии дошкольного возраста» размещена в разделах
2.Наглядно-образное – характерно для среднего возраста. Малыш пытается работать не с определенными предметами, а с их образами.
3.Словесно-логическое – такое мышление развивается в 6-7 лет. Малыш пользуется абстрактными понятиями. Причем это происходит даже при отсутствии наглядной формы. Произвольная память формируется в 4-5 лет. Проще всего усвоить сложную информацию, если организовать ее запоминание в виде игры. Немаловажное значение имеют загадки. Их отгадывание помогает развивать аналитические способности ребенка. Также загадки формируют склонность к обобщению, способность выявлять признаки объекта, формулировать выводы. Чтобы ребенок мог выучить стишок, следует сыграть сценку по нему. Для нормального развития психики ребенок обязательно должен овладеть речью. В этом вопросе многое зависит от общения малыша со взрослыми. Психологи не советуют коверкать слова. Речь ребенка развивается за счет активного подражания взрослым. Все слова нужно проговаривать медленно и четко.
Кризисные периоды.
Психика дошкольников отличается неоднородным развитием. При этом на смену плавному формированию приходят резкие скачки. В этот период у малыша резко изменяется поведение и отношение к внешним факторам. Психология дошкольника и особенности возрастного развития насчитывают 2 кризиса. Кризис 3 лет. В 2-4 года малыш начинает относиться к себе как к отдельной личности. При этом появляется стремление по каждому поводу действовать наперекор родителям. Это помогает утвердить собственную самостоятельность. Малыш становится почти неуправляемым. При этом уговоры, крики и угрозы не позволяют добиться нужных результатов. В этом возрасте ребенок устраивает для родителей своеобразный экзамен. Он помогает прощупать границы собственной свободы. В речи ребенка можно все чаще услышать фразы – я сам, не хочу, не буду. При этом запрещено сердиться на малыша за то, что он проявляет своеволие или упрямство. Не стоит стараться сломить его. Взрослым удастся оказывать влияние на ребенка, стараясь направить его внимание на какие-то интересные события.
Чтобы малыш реже плакал и устраивал истерики, запреты стоит облекать в дипломатичную форму. Резкий приказ надеть шапку стоит заменить предоставлением ему возможности выбора цвета головного убора. Кризис 6–8 лет. К симптомам этого кризиса стоит отнести следующее:
-появление интеллектуального компонента между поступками и эмоциями – ребенок в этот период теряет свою непосредственность;
- появление замкнутости и скрытности по отношению к своим чувствам;
- появление социальных эмоций – ребенок испытывает гордость за хорошие действия и стыд за плохие поступки;
- снижение важности прежних интересов, появление мотивации к учебе. Чтобы справиться с очередным кризисом, можно начинать готовить ребенка к школе. Учебное заведение привлекает малышей, поскольку помогает сравняться со старшими детьми. При этом оно помогает получить знания, которыми владеют взрослые.
Сложности развития.
Психология дошкольного возраста уделяет внимание изучению самых разных проблем. К ним относят следующее:
- замедление развития интеллектуальных функций – у ребенка могут
наблюдаться трудности с запоминанием, отставание в речевом развитии, снижение концентрации внимания;
- проблемы в поведенческой сфере – к ним относятся стремление к главенствованию, повышенная активность, агрессия, лживость;
- нарушения личностного и эмоционального характера – к ним относят робость, повышенную тревожность, страхи, резкие перепады настроения.
-неврологические отклонения – в эту группу входят проблемы со сном, головные боли, сильная утомляемость, появление заикания или энуреза.
Дети часто пользуются страхами, чтобы вызвать сочувствие и привлечь к себе внимание взрослых. Такие особенности поведения могут быть связаны с тем, что родители недостаточно отзывчивы. Также малыш может ревновать их к братьям или сестрам. Помимо этого, детские страхи связаны с фиксацией в памяти серьезных испугов. При этом не стоит думать, что каждый страх малыша представляет собой патологию. Многие фобии считаются вполне естественными.