Людмила Круговых
Общие требования к структуре и содержанию занятий по обучению дошкольников технике изготовления топиария
▼ Скачать +Заказ
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь, непреходящий неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим основной функцией начальной ступени является формирование интелектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Публикация «Общие требования к структуре и содержанию занятий по обучению дошкольников технике изготовления топиария» размещена в разделах
В новом федеральном компоненте государственного стандарта по технологии для начального общего образования выделены следующие содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности, технология изготовления изделий из различных материалов, домашний труд, практика работы на компьютере.
Технология, с позиции социализации учащихся, занимает важное место в системе общего образования. По базисному учебному плану, ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности, способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению практических задач [9, с. 324].
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Целью курса технологии в начальных классах является: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельности; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда [18].
Основой образовательной единицей, является урок. Урок технологии сложен, необычен, отличается от других уроков определенными особенностями.
Особенности урока технологии по ознакомлению с технологическими условиями и навыками выполнения Топиария - декоративного дерева.
Задачи:
Образовательная – дать необходимые понятия и последовательности выполнения работы по изготовлению топиария.
Воспитательная – сформировать и развивать у детей художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
Развивающая – выработать навыки работы с природным материалом, научить подбору материала для выполнения "цветочного дерева"; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.
Оборудование и инструменты : бумага, пластиковый шар (пенопласт, фольга, стружка, декоративный контейнер (цветочный горшочек, гипс, вода, бусинки, макароны, кофейные зерна, сухоцветы, пуговицы, тесьма или лента, пряжа, ножницы, кисть для нанесения клея, клей ПВА, степлер, бархатная бумага (гофрированная бумага, карандаш или ветка дерева, салфетка.
Наглядные пособия: образцы, инструкционная карта.
Место проведения: учебный класс.
Рассмотрим подробнее структуру урока технологии.
Урок технологии включает в себя четыре основных этапа:
-организационный момент (проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок);
- основная часть (целеполагание, АОЗ, релаксация, вводная беседа);
-практическая часть (разминка для глаз, пальчиковая разминка, вводный инструктаж, самостоятельное выполнение работы, физкультминутка, повторение техники безопасности, текущий инструктаж, промежуточный анализ работ, заключительный инструктаж);
-итог урока (анализ работ, подведение результатов, рефлексия) .
Большое значение в уроке технологии имеет проведение вводного, текущего и заключительного инструктажей. Инструктажи проводятся учителем на уроках технологии перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы обучающихся. Каждый из них характеризуется специфическими особенностями, хотя в целом они создают стройную канву урока, достигающего поставленную цель.
Вводный инструктаж – это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться обучающимися при самостоятельной работе. У вводного инструктажа строго конкретная направленность. При проведении вводного инструктажа перед обучающимися ставится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее достижения. Важно соблюдать некоторые условия:
1. Зная индивидуальные особенности личности каждого обучающегося, так построить объяснение технологических приемов работы, чтобы каждый обучающийся проникся уверенностью в посильности задания и четким представлением о последовательности своих действий при выполнении его.
2. Обязательное условие вводного инструктажа – предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе самостоятельной работы. Предупреждение ошибок стимулирует мотивацию качественного выполнения работы, стремления к технологической дисциплине.
3. Проведение вводного инструктажа закладывает фундамент успеха или неудачи вашего урока. Вводный инструктаж является обязательным этапом на уроке технологии и может включать следующие вопросы:
-назначение изделия и значение деятельности по его выполнению;
-технология выполнения изделия и ее особенности;
-правила пользования оборудованием и инструментами (демонстрация, показ);
-показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения учебно-производственного задания;
-правила техники безопасности при выполнении данного изделия;
-организация рабочего места;
-основные критерии оценки качества данного изделия.
Текущий инструктаж – он по времени совпадает с самостоятельной работой обучающихся и проводится во время работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности:
1. Его содержание исходит из условий необходимости. Это значит, что корректируются те действия обучающихся, которые ошибочно выполняются. Если учитель обнаружил типовую ошибку в выполнении задания у многих обучающихся, то необходимо провести дополнительный инструктаж для группы или части обучающихся.
2. Это часть урока, где учитель при обходе рабочих мест ставит перед собой конкретную цель - выявить необходимость проведения текущего инструктажа.
3. Это часть урока, на которой индивидуальный подход учителя к каждому ученику вызывают сильную мотивацию интереса, активности, создает психологический фон для уверенности обучающихся в своих знаниях и способностях.
4. В ходе целевого обхода учитель видит степень овладения обучающимися полученных знаний, умения применять их в практической деятельности и такая обратная связь помогает дифференцированному подходу к каждому обучающемуся.
Заключительный инструктаж - проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя:
-подведение итогов занятия;
-разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывающих;
-разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
Структура урока технологии по теме : техника изготовления Топиарии. Ход занятия будет таким : Проводится организационная часть, дети подготавливают необходимое оборудование и материалы по данной технике, учитель ознакомляете детей с новой темой, дает определенные понятия, которые должны знать дети, рассказывает историю происхождения данной технике, проводится инструктаж по правилам безопасности, приступают к выполнения работы: Выбор эскиза (приложение 1); Готовим детали; сбор изделия из деталей, наклеивание деталей.
Технология изготовления :
Чтобы сделать основу для кроны топиария, можно использовать ткань, бумагу, фольгу, пенопласт, старую елочную игрушку, теннисный или простой детский мячик. Мы сделаем основу из обычной газеты. Крона топиария может быть изготовлена из бумаги. Ее стоит только хорошо смять, сформировать крону необходимой формы и качественно склеить.
Теперь, следует вставить стержень в отверстие кроны довольно плотно. Для этого можно использовать клей или герметик. Желательно вставить стержень в крону до верхней стенки, иначе крона будет закреплена ненадежно и может попросту слететь. После этого проводится заливка горшка топиария гипсом или цементом. Так как вес горшка должен быть больше веса кроны и стержня. Для устойчивости аккуратно поддерживаем до полного застывания гипса.
Когда все детали топиария соединены в одно общее изделие, необходимо дать некоторое время, чтобы заливка основания успела высохнуть. После этого, основание можно декорировать, используя камешки, ракушки, сухоцветы. Декоративный контейнер можно обернуть фольгой и украсить лентой. Поверх гипса в контейнер можно приклеить стружку.
Сделать дерево Топиарий своими руками совсем не сложно. В результате, мы получили красивое и оригинальное изделие. Работа готова.
Практическая работа
Выполнение топиария.
Текущий инструктаж.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Последовательность выполнения работы в инструкционной карте (приложение 8).
Заключительная часть занятия
Подведение итогов и уборка кабинета.
При прохождении производственной практики в МАОУ «СОШ №» в 3 «Д» классе, мы опробировали применение техники изготовления Топиарий на уроках технологии. Ребята с удовольствием работали в этой технике и хорошо справились со всеми заданиям. На наш взгляд, необходимо применять данную технику в работе с младшими школьниками.
Таким образом необходимо констатировать, что уроки технологии по обучению младших школьников изготовлению Топиарий нужно проводить планомерно, с учетом возрастных особенностей обучающихся, систематично и правильно структурировать урок.