Борисевич Варвара
Требования к структуре и содержанию Аооп 1,2 вариантов в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Слайд 2
Публикация «Требования к структуре и содержанию Аооп 1,2 вариантов в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерная АООП одобрена учебно-методическим объединением по общему образованию 22.12.15. Слайд 3
Вариант 1 разработан для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2 разработан для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Эти варианты АООП предполагают, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
На основе Стандарта и с учетом примерной АООП каждой образовательной организацией должна быть разработана АООП на учебный год с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Слайд 4
Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью составляет не менее 60%, а часть, формируемая организацией, не более 40 % от общего объема примерной АООП. Слайд 5
АООП содержит три раздела : Слайд 6
целевой,
содержательный
организационный
Целевой раздел включает: Слайд 7
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами. Слайд 8
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Содержательный раздел определяет : Слайд 9
общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет: Слайд 10
общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области,
внеурочную деятельность;
систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Слайд 11
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.
Минимальный уровень Достаточный уровень
Русский язык
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
Русский язык
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП. Слайд 12
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и включает предметные области и обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область".
Программы должны содержать :
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии со Стандартом нет программы по формированию универсальных учебных действий, а разработана программа формирования базовых учебных действий. Слайд 13
Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта отражение результатов по организации учебно-воспитательного процесса, освоению программ включает их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:
что должен знать и уметь обучающийся;
что из полученных знаний и умений он может и должен применять;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Сроки и этапы реализации АООП.
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Слайд 14
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 13 лет. Слайд 15
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап (дополнительный первый класс 1) 1-4 классы;
II этап 5-9 классы;
III этап 10-12 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Организация первого дополнительного класса (1I) направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
1. выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
3. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее СИПР, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. Слайд 16
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Структура СИПР Слайд 17
1. Общие сведения о ребенке.
2. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
5. Условия в реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
7. Перечень возможных задач, мероприятия и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Основная цель СИПР – построение образовательного процесса в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Слайд 18
В соответствии с требованиями Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты 1 и 2. Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Слайд 19
Цитата Джон Дьюи
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера,
то мы украдем у детей завтра».