МААМ-картинки

Общие рекомендации родителям на начальном этапе логопедической коррекции

Кучукова Анастасия Сергеевна
Общие рекомендации родителям на начальном этапе логопедической коррекции
▼ Скачать + Заказать документы

Общие рекомендации родителям на начальном этапе логопедической коррекции

Составила: учитель-логопед

Кучукова Анастасия Сергеевна

1. Индивидуальный формат занятий. Рекомендуется, так как из-за несформированности учебного поведения, подражательной деятельности, снижения познавательной активности и больших индивидуальных отличий между детьми им пока недоступна и несвоевременная подгрупповая форма работы. Не рекомендуется также присутствие родителя на занятии, как и любого стороннего наблюдателя, потому что наличие наблюдателя создает дополнительное ненужное напряжение: ребенок старается получить одобрение со стороны взрослого, следит за реакцией на свои поступки. В кабинете логопеда ребенок оказывается в непривычной обстановке, где не работают прежние стереотипы поведения, устанавливаются новые правила и границы – тогда ребенок может изменить свою деятельность и принять наши правила. Сидящая в кабинете или рядом мама психологически позволяет ребенку вести себя более расслабленно, и тогда у ребенка включаются старые сценарии поведения (капризы, истерики, негативизм, полевое поведение). Как правило, дети в первые 1-2 занятия чувствуют тревогу ввиду необходимости сепарации, однако, если мама спокойна и уверена, после 1-2 занятий это проходит.

Публикация «Общие рекомендации родителям на начальном этапе логопедической коррекции» размещена в разделах

2. Развивающая среда. Создание благоприятной развивающей среды необходимо для успешного коррекционного процесса. Купить ребенку пару десятков развивающих игрушек – не значит её создать. Завалы игрушками в детской комнате не приводят к более успешному речевому развитию, зачастую, наоборот, хаос из игрушек создает излишнее перенапряжение нервной системы ребенка, с которым сам ребенок справляться не умеет. Рекомендуемое количество игрушек в детской комнате – не более десяти в разных категориях: например, транспорт, мягкие игрушки, контруктор, посуда, музыкальные инструменты и др. Для детей с нарушениями развития нервной системы – не более семи. Один раз в неделю можно менять игрушки на другие, сохраняя количество. При приобретении новой игрушки необходимо показать и объяснить ребенку, как ей пользоваться, желательно придумать несколько вариантов игры с одной игрушкой – так мы учим ребенка концентрации внимания на одном предмете, не распыляя внимание на всё, что его окружает. Часто родители делают акцент на когнитивном (интеллектуальном) развитии ребенка, приобретая как можно больше развивающих игр, однако важно помнить, что для гармоничного развития ребенка необходимо участие вестибулярной, тактильной систем и физической активности. Список необходимых игрушек для ребенка до 3-х лет:

- мяч (большой и маленький, легкий и тяжелый, колючий и гладкий, твержый и мягкий)

- пирамидка

- кубики

- вкладыши

- мяч-прыгун

- макси-пазлы

- конструктор

- крупная мозаика

- сортеры

- шнуровка

- досочки сегена

- пластилин / песок / тесто для лепки

- краски

- фигурки животных

- музыкальные инструменты

- ортопедические коврики

- боулинг / кольцеброс / баскетбольное кольцо / дартс

- транспорт

- посуда

Не забывайте читать с ребенком книги, одновременно рассматривать картинки! Это не только развивает подражательную деятельность, слуховое внимание, мышление, но и учит его распознавать предметы на картинке. Просите ребенка показать что-либо на картинках, учите его договаривать простые слова, междометия, звукоподражания в сказке – это будет развивать его речь.

3. Поощрение ребенка. На начальном этапе коррекционной работы ребенок получает поощрение за любое произвольное действие, которое ожидает от него взрослый, начиная от надевания бусины на шнуровку, заканчивая произнесением слова. Поощрением может служить яркая эмоциональная реакция, аплодисменты, наклейка, жетон, мыльные пузыри, одобрительный жест, печенье, поощряющие слова «Да!», «Молодец!» и др. Особенно важно введение подкрепления на этапе вызывания звукоподражаний, слогов и слов, когда ребенок только учится использовать свой артикуляционный аппарат. После каждого, необходимого нам, действия ребенка ему дается подкрепляющий стимул. Постепенно, по мере освоения навыка интенсивность и количество стимулов уменьшается. Обязательное условие: время подкрепления – сразу же после действия ребенка. Отсроченное подкрепление, саморефлексия ребенком с нарушением нервной системы воспринимается слабо, или не воспринимается вообще. Обратите внимание, в процессе коррекционной работы, особенно это важно на начальных этапах, используется исключительно позитивное подкрепление, с целью формирования у ребенка позитивного отношения к занятиям. Негативное подкрепление: «Нет!», «Не правильно», «Скажи еще раз», «Не понимаю» и др. может вызвать у ребенка негативную реакцию к занятиям в целом (даже, если данные фразы использует только родитель).

4. Профилактика речевого негативизма. Достаточно часто, в среднем к трем-четырем годам, родители начинают жаловаться на то, что ребенок использует свои навыки (слова, жесты) только тогда, когда ему что-то нужно. Когда предлагаешь ребенку поиграть, просишь его произнести звуки или слова, он сразу начинает злиться, может устроить истерику или просто уходит. Когда он хочет пить, он показывает пальцем, а не говорит словами, хотя он умеет произносить слово «пить», когда делаешь вид, что не понимаешь его, он также начинает плакать. Речевой негативизм является вторичным психологическим дефектом при первичном речевом нарушении. Он возникает при неправильном общении взрослого с ребенком, при осознании ребенком своего дефекта. Для того, чтобы раз и навсегда обезопасить себя от этой проблемы, родителю необходимо запомнить одно очень важное правило: ребенок не умеет лениться! И примеров тому множество: если ребенок научился переворачиваться на животик – он уже не будет постоянно лежать на спинке; если ребенок научился ползать – он уже не будет лежать на животике, если ребенок научился ходить – он уже не будет сидеть на месте. То есть, когда ребенок в достаточной мере освоил навык, его естественный познавательный интерес не даст ему использовать более примитивные навыки – как основные. Из этого правила следует – если ребенок научился говорить, освоил этот навык в достаточной мере, он не будет молчать! Если ребенок научился говорить, но у него нарушена слоговая структура слова, он просто физически не сможет сказать слово четко. Конечно, существуют исключения! Но эти исключения начинаются с того момента, когда логопед проходит с ребенком этап коррекции звукопроизношения – последний этап логопедической работы – «шлифовка речи». Как правило, коррекция звукопроизношения начинается с 5-ти лет, когда у ребенка появляется интерес и способность к учебной деятельности, навыки самоконтроля. В этих случаях родителю можно, и даже нужно, в некоторых случаях по рекомендации логопеда просить ребенка произнести то или иное слово правильно. Родителю крайне важно поддерживать с ребенком ЛЮБОЙ формат коммуникации: жесты, слова, мимика. Если вы начали ходить к логопеду – это не значит, что с этого момента вам необходимо использовать только речевую коммуникацию. Помните, как только ребенок научится и физически сможет говорить – он начнет это делать. Если он этого не делает – значит проблема еще есть. Преодолеть речевой негативизм можно – достаточно перестать использовать привычные формы общения, дать ребенку возможность использовать ту форму коммуникации, которую он освоил и не требовать от ребенка того, что он физически сделать не в состоянии.

5. Просмотр мультфильмов. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, детям в возрасте 2 – 4 лет можно проводить перед экраном телевизора или планшета 30-50 минут в день. «Чем меньше, тем лучше» - отмечают в ВОЗ. Детям до года просмотр любых экранов строго противопоказан. Детям до двух лет отказаться от просмотра мультфильмов стоит совсем.

Детям с нарушениями нервной системы рекомендуется проводить за просмотром мультфильмов не более 20 минут в день.

Исключить полностью необходимо фоновый просмотр мультфильмов, так как он перегружает сенсорные системы ребенка: ребенок постоянно слышит шум, отвлекается на постоянные сенсорные раздражители (играющий телевизор, вследствие этого не может сосредоточиться ни на какой другой деятельности полноценно. Эффект от просмотра телевизора подобен наркотику, ведь во время просмотра экранов выделяется гормон удовольствия. Яркие картинки, цвета, спецэффекты, интерактивные элементы, музыка и другие звуки оказывают сильное стимулирующее влияние на детский мозг. Последствиями такого времяпровождения являются частые истерики, проблемы со сном, гиперактивность, неспособность самостоятельно проводить время, тревожность, недостаток воображения.

Строго необходимо:

• Исключить фоновый просмотр экранов

• Исключить мультфильмы на иностранном языке (у ребенка должна сформироваться речевая система на родном языке)

• Исключить экраны во время еды

• Исключить экраны во время прогулок

• Экранное время – не более 20-ти минут в день

6. Режим дня ребенка. Согласно данным Роспотребнадзора, постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – обязательное условие правильного воспитания ребенка! Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Жизнерадостное, бодрое и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от организации режима дня. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.

7. Авторитет взрослого. Независимо от того, какой формат общения с ребенком вы использовали до этого, теперь вам необходимо узнать новый девиз взаимодействия с ребенком: «Я уважаю себя. Я уважаю тебя». Родителю, который до этого был авторитарным, либо, наоборот, очень мягким, первое время будет сложно: будет проявляться сопротивление и со стороны ребенка, и внутреннее сопротивление самого родителя. Однако, есть несколько правил общения с ребенком, благодаря которым и родителю, и специалисту будет легче и быстрее удастся установить и реализовывать границы взрослый–ребенок.

• От ребенка не требуют речи (снимает излишнее напряжение и помогает избавиться от речевого негативизма)

• Естественные последствия поступков ребенка (если ты будешь кидать машинку, я уберу ее в шкаф – без нравоучений, со спокойной доброжелательностью машинка уезжает в шкаф)

• Постоянство и предсказуемость реакций взрослого (поощрение позитивного поведения и игнорирование/последствия негативных поступков, без фиксации на инциденте, избегая провоцирующих ситуаций)

Сенсорно дефицитарная среда: см. п. 2 и помните правило – «Порядок в комнате – порядок в голове»

• Ребенка никто не обслуживает (ребенок старается самостоятельно одеваться/раздеваться, нести свои вещи, участвует в уборке, приготовлении пищи)

• Ребенок знает и реагирует на стоп-слово (для безопасности себя и окружающих)

8. Темп речи и действий взрослого, особенности разговора с детьми. В виду постепенно развивающейся нервной системы ребенку требуется больше времени, чтобы обработать информацию, поступающую в головной мозг, чем взрослому. Незрелость его нервной системы может проявляться в импульсивности, плаксивости, повышенной утомляемости, сниженным вниманием. В ситуациях совместной деятельности родителю рекомендуется придерживаться спокойного, чуть замедленного темпа деятельности и речи. Это передается и ребенку, успокаивает его моторно и психологически. Речи должно быть не очень много, она должна быть строго по делу. Рекомендуется использовать короткие, чаще двухсловные фразы, называющие действия и комментирующие события. Лучше использовать утвердительные фразы, побуждающие ребенка к действию, нежели к бездействию, например: «Не бегай» - «Сядь на стул», «Не кидай машинки» - «Собери машинки», «Не отвлекайся» - «Посмотри на меня» и т. д. При взаимодействии с предметами рекомендуется не только называть его, но и описывать его свойства (цвет, форма, текстура, вес и т. д., а также действия, которые допустимо с ним выполнять (Это шарик. Его можно надуть губами, накачать насосом. Дуй. Он летит, смотри, он упал и т. д.). Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена, при этом эмоции должны быть естественными.

9. Формирование навыков самообслуживания. Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс, требующий от взрослого терпения. Умение сложить вещи, собрать игрушки, обуться, расстегнуть замок – это не только про самообслуживание, но и про развитие ребенка. Складывание вещей развивает у ребенка координацию движений, собирание игрушек – моторику, обувание – соматогнозис, расстегивание одежды – мелкую моторику. Формирование навыков самообслуживания помогает сформировать необходимые умения, которыми должен овладеть ребенок прежде, чем начнет говорить. Чему необходимо учить ребенка на втором году жизни?

• Умению пользоваться столовыми приборами, есть и пить аккуратно, убирать посуду

• Одеваться и обуваться, расстегивать/застегивать пуговицы и молнию

• Мыть руки и лицо, вытирать их, использовать носовой платок или салфетку

• Использовать горшок / унитаз

• Наводить и поддерживать порядок, складывать одежду

10. Выполнение домашнего задания. Как правило, после каждого занятия логопед рассказывает об успехах и неудачах ребенка, а также дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Иногда родители стараются стать специалистами и выполнять домашнее задание строго по образцу логопеда. Однако, это не совсем уместно. Родитель должен понимать, что на занятии ребенок приобретает необходимые навыки, чаще всего в процессе продуктивной игры: у логопеда есть множество вариантов игр на выполнение одной и той же задачи. Дома задачей родителя будет держать в голове план, по которому работает специалист, и при подходящих условиях повторять пройденный материал. Это не значит, что родитель должен объявить ребенку – «Сейчас мы будем заниматься, выполнять домашнее задание», совсем наоборот. Например, если логопед учит с ребенком глагол «лей» - вы можете закрепить его дома в тот момент, когда ребенок принимает ванну: взять любые формочки, лейку, если она есть, и лить воду. Показать малышу, что вода льется из крана, и вы тоже льете воду. Затем, в процессе совместной деятельности на кухне вы можете снова закрепить этот глагол, обратить внимание ребенка на то, что и из этого крана льется вода, поиграть с включением и выключением воды, сопровождая глаголом «лей». Налить масло в сковороду для жарки, сопровождая тем же глаголом. При выполнении домашних рекомендаций главным правилом является: «Процесс, а не результат». Даже если логопед на занятии работал со словом «мука», и вы, вместе с ребенком, замешивая тесто решили повторить пройденный материал, нужно это делать увлекательно: выложили колобочки из теста, проговорили по слогам «му» - «ка», и совсем не страшно, если на занятии у ребенка получилось произнести слово целиком, а дома – нет, самое главное – процесс!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты»Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты» 16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Межрайонный фестиваль «Наши общие возможности-наши общие результаты» (фотоотчет)Межрайонный фестиваль «Наши общие возможности-наши общие результаты» (фотоотчет) Сегодня в нашем комплексе ГБОУ "Шклола №773 "Центр образования "Печатники" прошел межрайонный фестиваль "Наши общие возможности - наши общие.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Рекомендации родителям детей подготовительной логопедической группы на неделю «Скоро в школу. Школьные принадлежности»Рекомендации родителям детей подготовительной логопедической группы на неделю «Скоро в школу. Школьные принадлежности» Дистанционное образование: Рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по.

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы «Творчество А. С. Пушкина» Дистанционное образование: Рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по.

Рекомендации родителям первоклассников Что должны знать родители первоклассника? -Поддержите в ребенке его стремление стать школьником и хорошо учиться. -Обсудите с ребенком те.

Рекомендации родителям по тематической неделе «Мой дом»Рекомендации родителям по тематической неделе «Мой дом» Поиграйте с ребенком:«У кого какой дом» Для людей — жилой дом. Для машин — гараж. Для собак — конура, будка. Для коней — конюшня. Для.

Рекомендации родителям «Зимние игры» Зима - это прекрасное время года! Зима - замечательная пора для зимних игр. Игры любят не только дети, но и взрослые. Зимой можно играть.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по лексической теме «Почта» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ ПОЧТА. Здравствуйте уважаемые родители! Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общие рекомендации родителям на начальном этапе логопедической коррекции
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 08:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общие рекомендации родителям на начальном этапе логопедической коррекции» (включая файлы) размещена пользователем Кучукова Анастасия Сергеевна (УИ 1770731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД