Юлия Хомутова
Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по развитию движений на прогулке в старших и подготовительных группах должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.
Темочки:
Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание самостоятельной деятельности. При подготовке условий для проведения подвижных игр и физических упражнений воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей. Дети шестого года жизни способны по указанию или просьбе воспитателя принести необходимые пособия, разместить их для проведения игры, с помощью воспитателя разметить площадку, убрать лишнее оборудование и т. д.
При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный, учитывая при этом индивидуальные особенности ДА детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Применение группового способа организации является, наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю творчески учитывать их индивидуальные возможности. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнение в равновесии, прыжки: в длину и в высоту с разбега) используются поточный и индивидуальный способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочередно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. При такой организации значительно повышается моторная плотность организованной двигательной деятельности, которая достигает 80-85% при длительности 30-35 минут. Объем движений за этот период колеблется в пределах от 18 до 3000 движений.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 10-12 мин.
Спортивные упражнения и упражнения в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, сформированным с учетом уровня ДА. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Например, дети первой подгруппы (с высокой и средней ДА) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (езда на велосипеде по дорожке с поворотами, объезжая разные предметы и т. д., при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети второй подгруппы (с низкой ДА) упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от воспитателя тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями детей.
При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание лишь на важные, от которых зависят ход игры исполнение правил.
При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.
В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети.
При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня ДА и физической подготовленности. В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.