Маргарита Шлыкова
Консультация для родителей «Общение взрослых и детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Практически все взрослые хотят быть счастливыми в своей семейной жизни. Но чаще всего они не задумываются, как обращаются друг с другом и с детьми в своих семьях. И даже считают развитие семейной жизни не управляемым процессом. Но на самом деле стоит задуматься о внутрисемейных отношениях, ведь от этого зависит качество семейной жизни и будущее наших детей. Надо помнить, что общаемся мы в семье не только словами, но и молча - взглядами, манерами, настроением, своим отношением к человеку или явлению. Поэтому, в первую очередь необходимо наладить внутри семьи позитивное, доброжелательное общение. Многие семьи рушатся как раз из-за того, что общение между людьми не сложилось, люди не общаются друг с другом, а просто разговаривают по очереди. В дружных, счастливых семьях общение задушевное, позитивное, вдумчивое, искреннее. Оно несёт не только информацию, но и положительную эмоциональную энергию взрослых, их доброту, позитив. От такого общения получают радость бытия и счастливое детство. Они любят взрослых, создающих такую атмосферу, купаются в этой любви. И всем участникам общения от этого хорошо. К сожалению, скорость нашей современной жизни высока и с такой же скоростью мы общаемся и со своими детьми. Но ребёнку очень трудно понять сказанное нами и воспринять такую нашу скоростную взрослую речь. Стоит задуматься: почему нам некогда общаться с собственным ребёнком? Помните, что на исправление упущенного потом уйдёт гораздо больше времени и сил. Поэтому срочно переходим на неспешное, вдумчивое, добросердечное общение. Тон и стиль отношений в связке «ребёнок - взрослый» всегда задаёт взрослый, а ребёнок лишь воспринимает и принимает или не принимает этот тон. Наши отношения с ребёнком показывают нас настоящих, какие мы есть на самом деле, а не какими мы себя видим или хотели бы видеть. Стоит строить отношения на равных, быть терпимыми друг к другу, беречь настроение друг друга и высказывать поменьше замечаний. Общаясь с ребёнком, взрослым просто необходимо открывать своё сердце и душу, тогда общение получится добросердечным и принесёт вам обоим огромную пользу. Обязательно разговаривайте с ребёнком не только по делу, но и обо всё м: о мелочах, о пустяках, о телепередачах, о разных нелепостях. Таким образом, вы развиваете доверительные отношения с ребёнком и гораздо больше узнаете о ребёнке. Полезно разговаривать с ребёнком во время совместных семейных трудовых дел, а так же занимаясь с ним творчеством. Всегда что-нибудь рассказывайте детям и отвечайте на их вопросы. Ведь чем больше ребёнок общается, тем лучше он понимает себя. Нередко в семье могут возникнуть споры, а мы, родители, почему-то считаем, что всегда из любого спора с ребёнком мы должны выйти победителями. Если хотите, чтобы ваши дети были спокойнее, уважительнее относились к своим родителям и к себе, откажитесь от такой победы. В этом проявляется благородство взрослых. Если ребёнок из спора или разговора выходит поверженным, то это наносит страшный удар по его личностной самооценке. Вместо победоносного разгрома и празднования собственной победы, дайте ребёнку возможность выйти из трудной ситуации с достоинством. Ему ведь нужна помощь взрослых и возможность на них опереться. Даже если и случился в семье конфликт, иногда это необходимо, то общаться в такой ситуации нужно только по делу и не опускаться до личных оскорблений и унижений. Ну а самый главный секрет эффективного общения заключается в том, что ребёнка надо любить. Причём безусловной любовью. Если в семье царит не любовь, а злость или что-то негативное, то это уничтожит хорошие межличностные отношения, взаимопонимание, доброту, счастье и благополучие семьи. Старайтесь создавать в своей семье пространство любви и тогда ваши дети и во взрослой жизни будут с вами с удовольствием общаться.
Темочки:
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребенок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребенок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же построить нормальные отношения с ребенком?
Общение ребенку необходимо, как и пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.
Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он ВАШ, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому.
Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению : «меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живет, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком.
Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?
Это надо выражать особым образом.
*Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.
*Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.
Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?
Указывать на ошибки конечно же надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать.
Что значит – активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувства. Важно, чтобы при этом его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегайте общения через плечо, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване. Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые сигналы о том, насколько вы готовы его слушать. Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( Ребенок: Не хочу дружить с Ваней. Мать: Ты на него обиделся.)
Помните: Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа - может, он что-то и добавит. Если он смотрит не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать: в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.
Пожалуйста, и в повседневном общении с ребенком замечайте его переживания: когда он обижен, расстроен, боится и т. д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к малышу. Не забывайте и о паузе после ваших слов.