Анастасия Кудинова
Консультация «Общение с птицами — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы – это радость для глаз и слуха, это наши помощники в борьбе с вредными насекомыми, в распространение семян деревьев и растений, в уничтожении заразных вредителей. Птицы - наши ДРУЗЬЯ! Они являются неотъемлемой частью природы и окружают нас в жизни. За ними интересно наблюдать и ухаживать. А полноценное общение, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызовет у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия, психического здоровья, укрепляющего организм в целом.
Публикация «Консультация „Общение с птицами — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Знакомить детей с птицами мы начинаем с самого младшего возраста, напевая и показывая пальчиками действия «Сорока – белобока, кашу варила…», «Люли, люли, люли, прилетели гули…». Предлагаем вашему вниманию несколько интересных потешек для детей 2-3 лет по режимным моментам.
Соловей – соловушка –
Певчая головушка,
Утром к Оле прилетай.
Песни громко распевай,
Дочку в садик поднимай.
(при пробуждении)
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
(при умывании)
Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!
— Га-га-га
А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
— Ко-ко-ко!
— Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» (на звукоподражание).
Читайте детям, художественную литературу про птиц, учитывая их возрастные особенности. При чтении взрослыми стихов, рассказов с показом иллюстративного материала, малыши учатся различать птиц по их внешним признакам и повадкам, где живут, чем питаются. Малыши запоминают, что у снегиря красная грудка, а у синички – желтая, что у дятла на голове красная «шапочка», а у ласточки «хвостик-рогатка» и т. д.
С детьми старшего дошкольного возраста, основываясь на знаниях и личном опыте, придумывайте загадки, сказки и небольшие рассказы. Предлагаю вашему вниманию список литературы для чтения по лексическим темам.
Зимующие птицы
А. Блок «Ворона»
В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»
В. Бианки «Сова»
Г. Скребицкий «На лесной полянке»
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»
Е. Чарушин «Воробей»
И. Соколов – Микитов «Глухари»
М. Горький «Воробьишко»
М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»
С. Алексеев «Снегирь»
Перелётные птицы
А. Майков «Ласточка»
А. Плещеев «Сельская песенка»
В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»
В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»
Г. -Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
Е. Чарушин «Журавль»
К. Ушинский «Ласточка»
Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»
Н. Сладков «Новый голосок»
Гуляя, привлекайте внимание малышей к птицам и действиям, производимым ими. Это очень интересно и увлекательно. Знакомьте с особенностями поведения пернатых. Например:
Вороны любят играть. Могут подбрасывать вверх мелкие камешки и скатываться с маленьких горок.
Сороки тащат себе в гнездо все, что блестит.
Стрижи умеют только летать. Они даже спят в полете.
Ласточки едят на лету. Широко раскрытым ртом захватывают мошек, комаров, мух.
Молодые грачи отыскивают и поедают различного рода насекомых. А взрослый грач может питаться мелкими грызунами, улитками.
Познакомьте детей с простейшими приметами.
Например:
Низко летящие ласточки предвещают дождь, высоко – хорошую погоду.
Воробьи купаются в лужах или пыли – к теплу.
Воробьи сидят нахохленные и топорщат перья – к похолоданию.
Галки и вороны расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.
Грач прилетел - через месяц снег сойдет.
Закрепляйте знания в рисунках, поделках. И не забывайте о самом главном. Птицам нужно наше внимание и помощь, особенно зимой. Изготавливайте вместе с детьми кормушки из подручных материалов. Наполняйте их кормом. Расскажите, что не любые хлебные крошки подходят птицам для питания. Нельзя их кормить чёрным и ржаным хлебом, так как внутри птички хлеб быстро набухает и бродит, это может даже ее убить. Лакомством для них являются не жареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, отварной рис, гречка, перловка.
Поразмыслите, что бы стало с природой, людьми, если бы исчезли все птицы.
Подведите к итогу, что мы нужны птицам, так же, как и они нам.
Воспитывайте у детей интерес к жизни птиц, любовь к ним и желание помогать!