Чухнина Галина
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи. ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Приходя на консультацию к логопеду, родители нередко слышат : «У вашего ребенка ОНР». Что же это такое? Как общее недоразвитие речи может осложнить ребенку общее развитие и обучение в школе.
Темочки:
Термин «ОНР» означает системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.
У детей этой группы бедный словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. Особенно сложным является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи :
I уровень – у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из отдельных звуков и некоторых их сочетаний – звукокомплексов и звукоподражаний, обрывков лепетных слов («тина», «сина» - «машина»).
Характерная особенность детей с 1 уровнем речевого развития -возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»).
Ребенок вынужден прибегать к активному использованию жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку.
У детей отмечается явно выраженная недостаточность понимания речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов (в, на, под и др., грамматических категорий единственного и множественного числа (дай ложку, дай ложки, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т. д.
Речь детей на 1 уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
II уровень речевого развития – к «лепетным» выражениям добавляются искаженные, однако, достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
Отличительной чертой яляется появление у речи детей 2-3, а иногда даже 4-хсловной фразы.
По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия.
Однако недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» - «не налил», относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» - «грибы», вместо «лисий» - «лиска» и пр., существительных со значением действующего лица «молочница» - «где пьют молоко») и т. д.
Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2 уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.
III уровень ОНР –характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т. д.
По-прежнему явно недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола» - «встал из стола»).
На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции, но с устойчивыми ошибками.
Вызывает затруднения понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки.
Значительные трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод» - «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» - «икусавод паводит икуси»).
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбор картинок, в названии которых есть заданный звук и т. д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем ОНР операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
IV уровень – для этого уровня так же характерны проблемы развития лексикограмматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко. Такие дети могут произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.
Слоговая структура нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне фразы. Остаётся бедным и неточным словарь, продолжают встречаться грамматические ошибки устной речи.
Причины общего недоразвития речи различны : экологические, биологические, социально-психологические, а также их сочетание. Важно качество и своевременность диагностики нарушений речи.
Прогнозы коррекции речи зависят от причин нарушения, уровня речевого развития и возраста ребенка. Чем раньше начнется логопедическое сопровождение ребенка, тем более благоприятнее прогноз. Больше значение на результат работы логопеда и ребенка играет заинтересованность родителей и их взаимодействие с педагогом, помощь малышу на этапе коррекции речи.
Общее недоразвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы. В школьном возрасте это приводит к нарушениям чтения и письма (дислексии, дисграфии, в более тяжелых случаях делает усвоение программы мало возможным.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
• Способствовать развитию двигательной активности ребенка, помня о том, что движение – это средство профилактики утомляемости, улучшение физического состояния и мыслительных процессов.
• Развивать мелкую моторику рук. Формирование речи ребенка тесно связано с достаточной точностью моторики рук.
• Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания, всех основных психических процессов посредством игр.
• Обогащать словарный запас, стимулируя ребенка подбирать синонимы, антонимы, слова-признаки, слова –действия и т. д.
• Развивать грамматический строй речи, используя игры: «один-много», «назови ласково», «посчитай предметы» и т. п.
• Читайте детям хорошую детскую литературу. После прочтения, рассмотрите иллюстрации, предложите ответить на вопросы, пересказать содержание.
Ни в коем случае не ругайте ребенка за плохую речь, не требуйте немедленного верного повтора трудных слов. Ребенок может замкнуться, отказываться совсем говорить. Исправлять ошибки нужно тактично и доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать ему образец правильной речи.
Помните! Что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.