Александра Князева
Общая характеристика дифференцированных уроков по изобразительному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Работа на уроках ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут (это оптимальная продолжительность эффективной интенсивной работы). За 45 минут каждая группа (и каждый ребенок) имеет шанс работы с учителем. Преимущество этого варианта и в том, что педагог получает возможность более равномерно распределить свое внимание между учениками каждой группы. В тот момент, когда учитель работает с очередной группой, остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо также самостоятельно выполняют задания.
Темочки:
При наличии индивидуальной работы с каждым ребенком, такой вариант не создает дополнительных трудностей и позволяет варьировать характер подачи нового материала, темп изучения материала, количество заданий, скорость работы. Такой вариант позволяет учесть функциональное состояние ребенка, его работоспособность, утомляемость и при необходимости дать возможность даже в процессе уроков передохнуть, сменить позу, эффективно провести физкультпаузы и снять напряжение. Практически у каждого ребенка бывают не только часы, но и дни, когда он может интенсивно работать. При фронтальном варианте работы такой день – невосполнимая утрата сил, энергии, старания, подкрепленного осознанием собственной неумелости, неспособности (на которую указывают и в школе, и дома). Данный вариант предлагает «исключить» такого ребенка из учебного процесса и сделать все с новыми силами на следующем уроке или завтра. Этот вариант предусматривает (при необходимости) и работу с одним ребенком.
Преимущество такой организации занятий – развитие навыков самостоятельной работы и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание. Из наблюдений можно сделать вывод, что дети высоко ценят возможность поработать с учителем «глаза в глаза», задать свои вопросы, получить разъяснения, и ещё больше им нравится выполнять творческие работы не торопясь: если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы. Состав группы может и должен изменяться, он будет разным на разных занятиях, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Непременным условием успешной работы в группах является хорошее знание учителем особенностей каждого ребенка, умение выстроить индивидуальную программу обучения.
Дифференцированный подход на уроках изобразительного искусства обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Целенаправленная дифференцированная работа смягчает недостатки домашнего воспитания, она особенно необходима тем ученикам, которые растут в неблагоприятных семьях. В этом смысле на дифференциацию ложиться миссия большого социального значения.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога (см. приложение 1 на стр. 37).
Формы учебной деятельности: индивидуальная и групповая в очном или дистанционном варианте с применением дифференцированного подхода.
Формы проведения занятий: работа на уроках ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут.
Личностные УУД
1. Формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
2. Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
4. Формирование духовных и эстетических потребностей.
5. Овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности.
6. Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.
7. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться планировать работу в группе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Обязательный минимум содержания образования: ФГОС основного общего образования по изобразительному искусству.
3. Шпикалова, Т. Я. ; Ершова, Л. В. ; Поровская, Г. А. и др. ИЗО. 6 класс. Учебник. Изобразительное искусство. Учебник Издательство:М. : Просвещение 2008 – 192С.
4. Программа: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Медкова Е. С. Изобразительное искусство : интегрированная программа 5-8(9) классы (Алгоритм успеха. ФГОС). - М. : Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013 год.
5. Учебники: 6-й класс: Ермолинская Е. А., Медкова Е. С., Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство. 6 класс: учебник. – М. : Издательский центр ВЕНТА-ГРАФ, 2014 год;
6. Необходимые инструменты и материалы:
1) Бумага чертежная или акварельная А4;
2) Кисти беличьи круглые №9 и №3 или 4;
3) Краска гуашь (набор);
4) Палитра;
5) Банка для воды;
6) Простой карандаш;
7) Компьютер, оснащенный проектором.
8) Предметы для натюрморта (геометрические фигуры, вазы, фрукты)
9) Дидактические материалы