Папки-передвижки

Общая характеристика саморегуляции (продолжение)

Берковская Наталья Владимировна
Общая характеристика саморегуляции (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемой исследования психологических механизмов саморегуляции в российской психологической науке с начала 1960-х годов занимался О. А. Конопкин [15], которым была предложена концепция осознанной психической саморегуляции деятельности.

Структура системы осознанного целенаправленного саморегулирования, по мнению О. А. Конопкина, включает в себя следующие функциональные звенья: цель деятельности, модель условий, программа действий, критерии успеха, информация о достигнутом результате, решение о корректировках. «Цель деятельности» в том виде, в каком она принята и понята субъектом, определяет не только направленность деятельности, но и особенности реализации других звеньев. «Модель условий» выступает в качестве источника той информации, которая должна быть учтена программой действий. Неожиданная встреча по ходу работы с условиями, неотражёнными в их субъективной модели, и тем самым не учтёнными в программе, вызывает затруднения, снижает скорость реакций и уровень пропускной способности при приёме информации. Функция звена «программа действий» заключается в фиксации в сознании субъекта определённой программы действий, направленных для достижения цели в данных условиях Программа действий может быть более или менее осознанной, общей, конкретной и развёрнутой, может формулироваться до начала работы и претерпевать изменения в процессе деятельности. В звене принятия программы отчётливо проявляется творческая активность субъекта. Звено «Критерии успеха» выполняет функцию эталона успешного результата – либо это нетрансформированная информация, поступившая в сознание субъекта, либо сформированная на основании полученной информации (или самостоятельно) субъектом система точных критериев успеха. Звенья «критерии успеха» и «Информация о достигнутых результатах» образуют блок, именуемый «Блоком оценки результатов», регуляторная функция которого заключается в определении рассогласования между достигнутым результатом и целью. Полученная информация используется для коррекции программы действий.

Публикация «Общая характеристика саморегуляции (продолжение)» размещена в разделах

В. И. Моросанова [27] отмечает, что приставка «само-» к термину «регуляция» отражает не только факт осознания субъектом осуществляемых им актов своей произвольной активности и целенаправленное управление ими, но и определение самим субъектом как объективных предметных, рационально-логических, так и личностноценностных оснований отдельных деятельностных актов и их соотнесение и согласование с контекстом целостной системы своих стержневых личностных потребностей и ценностей, смысловых установок и убеждений, с содержанием самосознания.

В. И. Моросанова [27] в дальнейших исследованиях ставит и раскрывает проблему индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, обобщает представления об общей способности саморегуляции, выделяет операциональные и содержательные аспекты осознанной саморегуляции, раскрывает их специфику и взаимосвязь. Произвольная деятельность человека – это высший и наиболее сложный уровень организации активности, характеризующийся для субъекта возможностью её осознанного, развёрнутого регулирования. Такое регулирование является реальным фактором снижения зависимости результатов деятельности от сдвигов, происходящих в активности отдельных систем, задействованных при реализации деятельности.

При высоком уровне сознательной саморегуляции реализация резервных характеристик через действия изначально является психологическим ресурсом для достижения поведенческих целей, а с ростом опыта они становятся ресурсом саморазвития. Это способность субъективного действия развивать сознательную саморегуляцию, а темперамент и черты личности, которые мешают для цели, стоящей за ним, являются важными характеристиками человека как достижимой цели.

Таким образом, человек, способный осуществлять эффективную произвольную саморегуляцию, имеющий выстроенную «я-концепцию», обладающий определённым запасом ресурсов, в процессе осознанной деятельности по достижению цели, знает как он сможет достичь поставленной цели, какие для этого нужны ресурсы, какие корректировки в случае неожиданных изменений необходимо внести в программу деятельности, какими способностями он обладает, применяющий в своей деятельности творческий подход, проявляя таким образом признаки волевого поведения, может рассчитывать на успешное достижение поставленной цели.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу»Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общая характеристика саморегуляции (продолжение)
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 07:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая характеристика саморегуляции (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Берковская Наталья Владимировна (УИ 2075625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД