Берковская Наталья Владимировна
Общая характеристика саморегуляции (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемой исследования психологических механизмов саморегуляции в российской психологической науке с начала 1960-х годов занимался О. А. Конопкин [15], которым была предложена концепция осознанной психической саморегуляции деятельности.
Структура системы осознанного целенаправленного саморегулирования, по мнению О. А. Конопкина, включает в себя следующие функциональные звенья: цель деятельности, модель условий, программа действий, критерии успеха, информация о достигнутом результате, решение о корректировках. «Цель деятельности» в том виде, в каком она принята и понята субъектом, определяет не только направленность деятельности, но и особенности реализации других звеньев. «Модель условий» выступает в качестве источника той информации, которая должна быть учтена программой действий. Неожиданная встреча по ходу работы с условиями, неотражёнными в их субъективной модели, и тем самым не учтёнными в программе, вызывает затруднения, снижает скорость реакций и уровень пропускной способности при приёме информации. Функция звена «программа действий» заключается в фиксации в сознании субъекта определённой программы действий, направленных для достижения цели в данных условиях Программа действий может быть более или менее осознанной, общей, конкретной и развёрнутой, может формулироваться до начала работы и претерпевать изменения в процессе деятельности. В звене принятия программы отчётливо проявляется творческая активность субъекта. Звено «Критерии успеха» выполняет функцию эталона успешного результата – либо это нетрансформированная информация, поступившая в сознание субъекта, либо сформированная на основании полученной информации (или самостоятельно) субъектом система точных критериев успеха. Звенья «критерии успеха» и «Информация о достигнутых результатах» образуют блок, именуемый «Блоком оценки результатов», регуляторная функция которого заключается в определении рассогласования между достигнутым результатом и целью. Полученная информация используется для коррекции программы действий.
Публикация «Общая характеристика саморегуляции (продолжение)» размещена в разделах
В. И. Моросанова [27] отмечает, что приставка «само-» к термину «регуляция» отражает не только факт осознания субъектом осуществляемых им актов своей произвольной активности и целенаправленное управление ими, но и определение самим субъектом как объективных предметных, рационально-логических, так и личностноценностных оснований отдельных деятельностных актов и их соотнесение и согласование с контекстом целостной системы своих стержневых личностных потребностей и ценностей, смысловых установок и убеждений, с содержанием самосознания.
В. И. Моросанова [27] в дальнейших исследованиях ставит и раскрывает проблему индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, обобщает представления об общей способности саморегуляции, выделяет операциональные и содержательные аспекты осознанной саморегуляции, раскрывает их специфику и взаимосвязь. Произвольная деятельность человека – это высший и наиболее сложный уровень организации активности, характеризующийся для субъекта возможностью её осознанного, развёрнутого регулирования. Такое регулирование является реальным фактором снижения зависимости результатов деятельности от сдвигов, происходящих в активности отдельных систем, задействованных при реализации деятельности.
При высоком уровне сознательной саморегуляции реализация резервных характеристик через действия изначально является психологическим ресурсом для достижения поведенческих целей, а с ростом опыта они становятся ресурсом саморазвития. Это способность субъективного действия развивать сознательную саморегуляцию, а темперамент и черты личности, которые мешают для цели, стоящей за ним, являются важными характеристиками человека как достижимой цели.
Таким образом, человек, способный осуществлять эффективную произвольную саморегуляцию, имеющий выстроенную «я-концепцию», обладающий определённым запасом ресурсов, в процессе осознанной деятельности по достижению цели, знает как он сможет достичь поставленной цели, какие для этого нужны ресурсы, какие корректировки в случае неожиданных изменений необходимо внести в программу деятельности, какими способностями он обладает, применяющий в своей деятельности творческий подход, проявляя таким образом признаки волевого поведения, может рассчитывать на успешное достижение поставленной цели.