Александр Владимирович Гришин
Общая характеристика групп отклоняющегося развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной клинической и специальной психологии и психиатрии выделялись три основных группы отклоняющегося развития: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяемых спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка. К этим категориям следует добавить и дефицитарное (как сложившийся в рамках дефектологии критерий выделения типа развития).
Предлагаемая типология «исходит» из исторически предшествующих типологий психического дизонтогенеза Г. Е. Сухаревой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской и В. В. Лебединского, Д. Н. Исаева.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Сущность предлагаемой типологии состоит в том, что при анализе психического развития в целом можно выделить особые структурные образования, своего рода «единицы» анализа, которые можно рассматривать как внутренние закономерности психического развития.
Практически для всех категорий отклоняющегося развития важным показателем, который также можно рассматривать в качестве дифференциально-диагностического критерия, является характер и особенности раннего (от рождения до 3-х лет) развития, а также такие показатели как обучаемость, критичность ребенка, в первую очередь, к результатам собственной деятельности и адекватность его поведения.
Так для группы недостаточного развития характерна та или иная структура недостаточности (по отношению к соответствующему социально-психологическому нормативу) функциональных систем и психических процессов и, соответственно, недостаточность их базовых компонентов – регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, определяющих, в первую очередь, сформированность познавательной деятельности.
При этом для подгруппы тотального недоразвития – грубо недостаточно сформированы именно произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой развития регуляторно-волевой и когнитивной сфер ребенка.
Для подгруппы задержанного развития несформированность этих же базовых компонентов, и регуляторной, и когнитивной сфер не так велика по сравнению со средненормативной и с возрастом (в 9-10 лет) полностью компенсируется (откуда эта группа и получила название «задержанное развитие»). В том случае, когда недостаточно сформированы лишь отдельные компоненты базовых структур, можно говорить о парциальной недостаточности отдельных компонентов психической деятельности (либо регулятивного, либо когнитивного компонента).
Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития (гетерохронии, когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития – то есть дисгармонии или даже искажения самого хода психического развития и определяющих его закономерностях как в формировании отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем. В этом случае преимущественно оказывается недостаточно сформированной аффективная организация, что проявляется в недостаточности регуляторно-волевой и аффективно-эмоциональной сферах и, соответственно, в поведении и эмоциональных реакциях ребенка.
В вариантах дисгармоничного развития в первую очередь следует говорить о дисфункциональном формирования аффективной организации при сохранности ее общей структуры и взаимосвязей.
Наличие же искажений в формировании (в первую очередь – искажения в структурной организации базовых компонентов психического развития) не только аффективной организации, но и остальных компонентов, приводящее к искажению пропорций и последовательности развития и когнитивной, и регуляторно-волевой, и аффективно-эмоциональной сфер, позволяет выделить подгруппу так называемого искаженного развития.
Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на центральную нервную систему (в первую очередь, головной мозг) того или иного фактора, затрагивающего, в первую очередь, органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т. п.) воздействующего на всю структуру психического развития. В то же время к категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма – как результат именно повреждения (а не неправильного формирования) системы аффективной организации.
Под дефицитарным развитием подразумевается исходная (фактически с момента рождения или периода раннего возраста) недостаточность сенсорных (слуховых и зрительных, опорно-двигательных и иных систем. В этом случае традиционно выделяемые в специальной психологии и дефектологии категории детей с тяжелыми нарушениями сенсорных и опорно-двигательной систем могут быть отнесены, в соответствии с логикой предлагаемой типологии к раннедефицитарному или позднедефицитарному развитию.
К этой же категории относят и детей с множественными (сложными, сочетанными) нарушениями развития. В этой наиболее сложной и тяжелой для организации их образования группе могут наблюдаться самые разнообразные сочетания недоразвития (недостаточности) слуха или зрения и когнитивных предпосылок, дефицитарности опорно-двигательного аппарата и слуха или зрения, а также любые другие сочетания дефицитов.
В свою очередь, каждая приведенная здесь подгруппа отклоняющегося развития (в соответствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные типы и варианты, формы.
Важным для деятельности ПМПК и консилиума ОУ в подобном подходе к типологизации отклоняющегося развития являются следующие соображения.
1. Подобные обозначения типологических групп имеют длительную историю и достаточно понятны для большинства специалистов сопровождения (в первую очередь, медиков, логопедов и дефектологов). Это чрезвычайно важно, поскольку речь идет о согласованной междисциплинарной деятельности команды специалистов и возможность общей договоренности и согласия стоят на первом месте;
2. Мы принципиально хотим «уйти» от бытующей до сих пор медицинской терминологии, поскольку, с одной стороны, медицинский анализ и соответствующая терминология не являются приоритетными для педагогической деятельности учреждений образования – не несут в себе никакого психолого-педагогического содержания и не помогают в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ. С другой стороны – чрезвычайно тяжелы для родителей таких детей, что не способствует их полноценному включению (совместно со специалистами) в процесс помощи ребенку, поскольку традиционно для нашей культуры являются сугубо негативными ярлыками.
3. Помимо всего этого многие до сих пор используемые клинические термины и подходы быстро устаревают и в многих случаях уже не соответствуют реальности, в частности, реалиям коррекционной деятельности.
4. В то время как предлагаемая модель анализа и соответствующие ей терминологические обозначения, являясь исключительно психологическими по своей сути, уже показали свою эффективность в коррекционно-развивающей деятельности специалистов.