Егорова Татьяна Анатольевна
Общая характеристика детей 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма, увеличивается рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка.
Шесть лет – это своеобразный рубеж между непроизвольным поведением и становлением элементов произвольного поведения. Раньше поведение ребенка больше определяли эмоции, а теперь – стремление соответствовать определенной цели – «так надо».
Публикация «Общая характеристика детей 6 лет» размещена в разделах
В шестилетнем возрасте продолжают развивать:
- внимание – шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость еще не велика (10-15 мин.) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка;
- память – преобладает непроизвольная память, способны к произвольному запоминанию, легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
- мышление – характерно для детей наглядно-образное и действенно-образное мышление, доступна логическая форма мышления;
- зрительно-пространственное восприятие – способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, способны различать простые геометрические фигуры, способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Продолжается дальнейшее интеллектуальное развитие – дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов;
- проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
- имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Продолжается развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.
В этом возрасте дети способны: правильно произносить все звуки родного языка; простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать сказку или составить рассказ по картинкам; свободно общаются с взрослыми и сверстниками, умеют выразить свою мысль.
Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, забегание вперед без учета возможностей ребенка приводит к натаскиванию, и не имеет развивающего эффекта. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагал говорить о единстве развития и обучения.
«Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» - писал С. Л. Рубинштейн.