Светлана Кудряшова
Консультация «Общайся с малышом»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном обществе значительную роль играет такая массовая культура, как интернет, телевидение. Эта индустрия чувств не даёт человеку удовлетворения для потребности в общении. Стали совершенно лишними чувства человека, его душевные стремления.
«Придёт время,- говорил великий физиолог И. П. Павлов, — когда учёный возьмёт в руки душу и отнесёт её в лабораторию для исследований».
Пророчество великого учёного сбывается. И всё чаще встают вопросы:
- Как воспитывать духовность?
- Как понимать себя и других?
- Как правильно проявлять свои эмоции?
- Когда начинать эмоциональное развитие ребенка?
Публикация «Консультация „Общайся с малышом“» размещена в разделах
«Способность и умение правильно распознать эмоциональное состояние другого человека - важный фактор в формировании отношений с людьми».
«Ребёнок ещё не умеет владеть своими движениями, не умеет говорить, мыслить, но ему уже доступны эмоции. Это они создают возможность контакта с окружающими».
Самая ранняя стадия общения ребёнка с миром, с окружающими людьми - стадия эмоциональная. Её нельзя ни миновать, ни заменить чем-либо. Поэтому мы говорим, что ребёнок начинается с чувств. Чувства и эмоции возникают при общении со взрослыми и мы, взрослые, должны давать пищу для этого контакта, иначе наступит «эмоциональное голодание», и ребёнок лишится нормального развития.
В общении, организованном взрослым, малыш на эмоционально-чувственной основе впервые испытывает состояние удовольствия, радости. Так формируются элементы нравственного и эстетического воспитания самых маленьких.
* Эмоции тесно связаны с познавательной способностью, а также играют важную роль в поддержании здоровья клеток головного мозга и иммунной системы всего организма.
* Эмоции обеспечивают приток крови к мышцам, стимулируют обмен веществ, поддерживают уровень глюкозы и усиливают её потребление мозгом. Даже глубоко заторможенная кора больших полушарий мозга реагирует на эмоциональный стимул.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе.
В общении, организованном взрослым, малыш на эмоционально-чувственной основе впервые испытывает состояние удовольствия, радости. Так формируются элементы нравственного и эстетического воспитания самых маленьких, а именно:
· проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения);
· улыбаться, пользоваться эмоционально - окрашенной речью при совместных играх с детьми;
· сопереживать, сочувствовать другому человеку;
· понимать - «читать» эмоциональное состояние другого;
· закреплять попытки управлять своими эмоциями;
· понимать фразы «это можно», «это нельзя».
Развитие эмоций в раннем возрасте.
Чтобы ребёнок заговорил, с ним надо общаться. Причём общаться не
только с помощью слов и не только с того момента, когда ребёнок научится их дифференцировать, а задолго до этого на основе:
· взаимодействия с помощью прикосновений;
· совместных движений;
· обмена взглядами, жестами;
· мимикой; вокализмом;
Но чтобы ребёнок хотел общаться, делал это с удовольствием, необходимо, чтобы процесс общения был окрашен положительными эмоциями.
В этот период необходимо :
- обеспечить достаточную двигательную активность малышу;
- проявляя чуткость, развивать его возможности в освоении окружающего;
- приучать к преодолению трудностей для вызывания положительных эмоций;
- обогащать малыша впечатлениями от общения с другими детьми, взрослыми;
- на фоне уже знакомого окружающего мира вносить в жизнь ребёнка всё время новое.
**Воздействия взрослых – их нежность, ласка, проявление внимания и любви, ласковое проговаривание и прикосновение – сенсорно обогащают ребёнка, играют особую роль в развитии его эмоциональности, восприимчивости. Эмоции и чувства у дошколят очень интенсивно развиваются в играх, которые организует взрослый.
Эти приемы помогут вам в общении с малышами :
Взрослый создает ситуацию заинтересованности для ребенка, ситуацию сюрпризнозти:
«Сюрприз – коробочка (шкатулка, корзинка) - «Давай посмотрим, что в ней, кто там спрятался, что там звенит?».
«Кто-то тебя ждет, хочешь узнать кто это?» - м. б. ребенок играл с этой игрушкой накануне, м. б. новая игрушка (звучащая, поющая, яркая).
«Давай я тебе покажу…» - что-то спрятать и вдруг найти, создать заранее ситуацию, среду, чтобы заинтересовать ребенка.
«Иди к нам, тебя ждет Маша (Саша, игрушка, мишка, плачет без тебя».
«Помоги мне, я никак не могу найти, давай поищем вместе…».
«Потанцуем с мишкой» - заинтересовать знакомой музыкой.
«Давай вместе посмотрим книжку; почитаем; споем песенку, послушаем сказку, музыку».
«Давай нарисуем солнышко; слепим киске колбаску».
«А кто это там спрятался?» - ищем вместе с ребенком и находим игрушку (спрятанную заранее).
«Кто спрятался?» - под платочком спрятана игрушка, «Под платочком кто сидит, мяу-мяу говорит?», ребенок открывает и находит спрятанную игрушку.
«Волшебные звуки» - давай послушаем, как звенит колокольчик (другие музыкальные инструменты).
Вся жизнь ребенка раннего возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Малыш не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он сам способен передать свои собственные переживания, прибегая к разным средствам: во-первых, к плачу (причем, на каждый случай у ребенка «имеется» свой особый вид плача); а во-вторых, используя язык жестов.
«Эмоции ребенка – это послание окружающим взрослым о его состоянии».
Если ребенку грустно, он в минорном настроении:
- погладить ему животик; - чуть пощекотать; - поддразнить смешными гримасами; - спеть песенку голосом сказочного персонажа; - пообщаться с ребенком через игрушку; - прыгнуть через ручеек-веревочку; - налить в тазик водички и пустить бумажный кораблик; - дуть на воду через соломинку - «Буря»; - пожалеть зайку, мишку; - пожалеть взрослого (сделать вид, что тоже плачешь); - произвести действия, нетипичные для взрослого, которые удивят ребенка; - покружиться с ребенком, взявшись за руки «Я кружусь, кружусь, кружусь, а потом остановлюсь»; - «Угадай, что у меня в кулачке?», «Кто залез ко мне в кулачок, может это паучок? Ну-ка, ну-ка, вылезай. Это ж пальчик, ай-ай-ай!»; - «Давай поздороваемся носиками, лобиками, ушками, спинками».
Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития.
· Приемы, которые помогают создать положительный настрой в режимных процессах:
Во время кормления:
- никогда не кормить насильно!; - «большие детки едят сами, а маленьких кормят»; («Ты, ведь уже большой»); - посмотрим, что на тарелочке нарисовано;
- мишка смотрит, все ли ты съел; - сегодня я сварила нам что – то очень вкусное, необычное (то, что любит кушать зайка, мишка); - сесть за столик рядом с ребенком и продемонстрировать ему, как все сегодня вкусно (показать пример); - поесть с ребенком «наперегонки»;
Во время умывания:
- посмотрим в зеркало – кто чистый, тот красивый; - закроем глазки, откроем глазки; - «все котятки мыли лапки: вот так, вот так». - поиграем с водичкой; - потешки, уговорушки (как отвлечение);
Во время одевания:
- «ку - ку» - вот он, наш мальчик»; (если одежда плотно одевается через голову); - «непослушные штанишки (тапочки, не слушаются мальчика, а мы их поучим одеваться»; - «рыдающий зайчик» - зайчик не знает, как надо одеваться, помоги ему, покажи; - одеваться в соответствии со словами песенки («одеваем мы штанишки, молодцы мальчишки, кофточки наденем»… – придумать для каждого предмета одежды).
При укладывании на сон:
- «кто глазки закрывает и быстро засыпает, тому приснится (киска, мишка)»; - «я тебе на ушко песенку спою про киску»; - «наши ручки отдыхают и тихонько засыпают; наши ножки отдыхают и тихонько засыпают, наши глазки отдыхают и тихонько засыпают»; - «Укладывай Мишку спать, сам лежи тихонько и глазки закрывай, а то не уснет Мишка». - «Я тебя поглажу»;
- с любимой игрушкой - «кто тебя ждет в кроватке?»;
* Самый главный действенный прием - это поощрение ребенка за каждую его маленькую победу.
Иными словами, чтобы ребёнок ни делал - это должно доставлять ему радость и удовольствие. «Работа» с эмоциями ребенка - это одновременно и работа по укреплению его психического, а соответственно и физического здоровья.