Апанасенко Ольга
Образовательный среднесрочный проект с детьми раннего возраста «Играем в сказку»
Паспорт проекта
Актуальность проекта :
Театр – это духовные богатства, ничем не заменимый источник воспитания.
Ранний возраст - это возраст сказки. Именно в этом возрасте дети верят в волшебство, тянутся ко всему сказочному, необычному и чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Мир волшебства и чудес, мир сказки, погружает ребенка в неизведанный для него мир, помогает понять язык взаимоотношений между людьми. Певучесть, образность народного языка, помогает ребёнку овладевать речью, на основе красоты и самобытности народного слова.
Публикация «Образовательный среднесрочный проект с детьми раннего возраста „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Сказка играет важную роль в жизни ребенка. Малыши не просто слушают сказку, а погружаются в её мир. Участвуя в театрализованных постановках, играя, а точнее проигрывая сказочные сюжеты, дети проживают сказку вместе с её героями, так у них появляются первые представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, о дружбе, добре и зле.
Тип: познавательный, информационный, творческий
Сроки реализации: среднесрочный проект (15.09.2022. – 7.10.2022г.)
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст участников проекта : группа раннего возраста (1.6-2 лет)
Форма проведения: групповая.
Цель проекта : развитие социальных и коммуникативных навыков детей раннего возраста через восприятие смысла сказок и стихов в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с народными сказками : Колобок, Репка, Теремок.
2. Организовать (совместно с родителями) в течение всего проета постановку и проведение спектаклей по сказкам : Колобок, Репка, Теремок посредством разных видов театрализованной деятельности:
- Театр на стенде (суть стендового театра заключается в том, что на определенную поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей: теневой, театр на фартуке).
- Театр на столе (драматизация происходит на столе).
3. Способствовать повторению детьми звукоподражаний героев сказок (гав-гав, мяу-мяу, пи-пи и. т. д.)
4. Стимулировать орудийную ловкость, манипулирование предметами в театрализованной деятельности.
5. Способствовать выполнению действий последовательно, по порядку.
6. Активизировать активный словарь и связную речь детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты: дети знают содержание 3-х народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка»); узнают персонажей; участвуют в воспроизведении сказок (способны повторить голоса животных, показать их действаия) ; проявляют интерес к различным видам театра; знают назначение ширмы, театральных кукол; участвуют в театрализованных играх на орудийную ловкость и манипулирование предметами; вступают в контакт со сверстниками и взрослыми посредством речи.
План реализации:
Организационно – подготовительный этап.
1. Подбор методической литературы.
2. Подбор наглядного материала (иллюстраций) и изготовление игровых пособий и атрибутов для организации различных видов театрализованной деятельности с детьми.
3. Музыкальное произведение
Основной этап:
Образовательное мероприятие/
Вид театра Содержание деятельности
Игры-этюды «Медвежата», «Зайчата», «Я – лисичка, рыжая сестричка», «Лошадка», «Кошка», «Лягушата» Изображать животных имитируя простые, знакомые отличительные черты (походка, звуки, голос)
Дидактическая игра «Ромашки» Распознавать изображенные эмоции, учиться имитировать эмоции, используя мимику жесты, движения
Русская народная сказка «Колобок»
Образовательная ситуация «Я Колобок, колобок…»
(театр на фартуке) Рассказать сказку «Колобок», вспомнить последовательность сюжета, персонажей, упражнять в сравнивании, рассказывании, побудить детей к речевому общению и т. п.
Дидактическая игра «Кого встретил колобок?» Выбрать персонажей сказки «Колобок», разложить иллюстрации персонажей по порядку, в соответствии с сюжетом сказки.
Подвижная игра «Движения животных» Изображать известных животных используя движения, походку, мимику, жесты, голос; имитировать сказочные сюжеты «Встреча Колобка и зайца, Колобка и волка, и т. д.»
Лепка «Колобок» Познакомиться с простым приемом катание шарика между ладошками, на столе; разминать пластилин, отщипывать маленький кусочек от большого.
Образовательная ситуация «Сказка на столе» (настольный – конусный театр) Познакомиться с настольным театром, рассказать о видах кукол для настольного театра; привлечь родителей и старших дошкольников к изготовлению атрибутов для настольного театра; развивать интерес и эмоциональный отклик на сказочный сюжет; стимулировать желание принимать участие в театрализованной и игровой деятельности, подражать героям сказки.
Русская народная сказка «Теремок»
Дидактическая игра «Скажи кто в теремочке живет?» Проявлять интерес к игровой деятельности, слушать, понимать содержание, продолжить предложение по смыслу.
Дидактическая игра «Расставь по порядку» Выбрать из предложенного числа картинки с изображением персонажей сказки «Теремок», разложить их по порядку, в соответствии с сюжетной линией сказки.
Драматизация по сказке «Теремок» (верховой театр на палочках) Познакомиться с театром на полочках, понимать как устроен настольный театр, назначение ширмы, развивать интерес к театрализованной деятельности; активизировать интерес к театральной постановке, следить за сюжетом, посильно участвовать в постановке, проявлять эмоциональный отклик на происходящее, пополнять и активизировать словарь.
Подвижная хороводная сказка «Теремок» Активизировать двигательную активность, снижать уровень застенчивости через участие в коллективной игровой деятельности, следовать игровым правилам.
Русская народная сказка «Репка»
Просмотр «Теремок» (настольный театр Познакомиться с театром показать разнообразие видов театра, способов изготовления атрибутов, активизировать интерес к театральной постановке, следить за сюжетом, проявлять эмоциональный отклик на происходящее, пополнять и активизировать словарь.
Подвижная игра на координацию речи «Танцуем вместе со сказкой» Выполнение танцевальных движений под музыкальное произведение в исполнении группы «Кукутики» - «Репка», выполнять движения в соответствии с текстом.
Лепка «Репка» Познакомиться с простым приемом лепки – сплющивание шара в овал; раскатывание кусочка пластилина в палочку на столе; разминать пластилин, отщипывать маленький кусочек от большого, передавать задуманный образ в пластилине.
Открытое образовательное мероприятие «Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра» побуждать детей взаимодействовать друг с другом и взрослым при помощи вербальных и невербальных средств общения (с помощью слов, жестов, интонации);
формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, понимать его, повторять и договаривать знакомые фразы и предложения;
воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности и оформлению театрального уголка в группе, изготовлению героев, атрибутов.
2. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», «Театр своими руками».
Заключительный этап
Продукты проекта :
- театрализованные постановки по 3-м сказкам с участием детей и родителей.
- выставка работ «Мой любимый герой сказки»
- театральная атрибутика, куклы, наборы игр.
Литература.
1. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Ребёнок в мире сказок. Музыкально-театрализованные сказки».
2. Караманенко Т. Н, Караманенко Ю. Г. «Кукольный театр-дошкольникам» – 1969 г.
3. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» - 1988 г.
4. Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева.