Дамкович Елена Николаевна
Образовательный проект «Вода Волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное учреждение образование
«Детский сад № 4 г. Шклова»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дамкович Елена Николаевна,
воспитатель дошкольного образования
Актуальность
Публикация «Образовательный проект „Вода Волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Экологическое состояние нашего родного края требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе, которое закладывается с детства. Как надо оберегать, любить и пользоваться дарами природы, надо учить воспитанников с малых лет, а также знакомить с красотой родного края. Если человек ничего не знает об окружающей его природе, не способен видеть её красоты, то и относится он к ней равнодушно.
Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно экологических установок личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических представлений у воспитанников, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем.
Отсутствие у воспитанников представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : коллективный, среднесрочный.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники учреждения дошкольного образования.
Цель:
-Систематизация представлений воспитанников о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.
Задачи проекта :
Для педагогических работников:
- Изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Для воспитанников:
-Расширить представления воспитанников о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, озера, осадки и т. д., о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения;
-Побуждать устанавливать причинно-следственные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий;
-Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Для родителей (законных представителей) воспитанников:
-Способствовать активному вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и учреждения дошкольного образования;
-Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах экологического воспитания детей.
Предполагаемый результат:
Для педагогических работников:
-Повышение уровня педагогической компетентности педагогических работников;
-Повышение качества работы с воспитанниками по развитию познавательно-практических способностей;
-Осуществление подбора методических материалов по данной теме экологического воспитания;
- Наполнение уголков познавательно-практической деятельности материалами для проведения опытов и экспериментов по данной теме;
- Разработка консультативно-информационного материала для родителей (законных представителей) по вопросам экологическое воспитания детей.
Для воспитанников:
-Формирование элементарных представлений воспитанников о воде и ее свойствах, о круговороте воды в природе, о роли воды в жизни человека и живых организмов;
-Осознание необходимости бережного отношения к воде, как природному ресурсу;
-Развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления;
-Накопление эмоционально позитивного опыта;
-Воспитание бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Для родителей (законных представителей) воспитанников:
-Вовлечение родителей (законных представителей) в реализацию образовательного проекта;
-Укрепление заинтересованности семьи в сотрудничестве с учреждением дошкольного образования.
Методы реализации проекта :
-Беседы;
-Рассказы детей с опорой на схемы;
-Детское сочинительство;
-Рассматривание картин художников, фотоальбомов, энциклопедий, карт;
-Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (дождь, капель, туман, роса);
-Просмотр мультфильмов на экологическую тематику;
-Прослушивание песен, музыкальных произведений;
-Чтение художественных произведений;
-Эксперименты;
-Опыты;
-Дидактические игры;
-Народные подвижные игры;
-Продуктивная деятельность;
-Экскурсии к ближайшим водоёмам.
Этапы выполнения проекта :
1-й этап. Подготовительный.
1. Составление плана проекта.
2. Подбор пособий для работы с воспитанниками.
3. Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.
4. Изготовление пособий и атрибутов для игровой деятельности.
5. Разработка конспектов занятий по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
6. Разработка картотек опытов и экспериментов с водой; игр с водой.
2-й этап. Основной.
Специально организованная деятельность
-Занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» : «Море бывает в беде»;
-Занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» : «Речка, реченька, река», «Подводное царство», «Вода в природе».
-Занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» : «Плывёт по нашей речке кораблик» (аппликация, «Кто под дождиком промок?» (лепка).
Нерегламентированная деятельность
Познавательная практическая деятельность
- Игры с водой «Забавные рыболовы», «Фонтанчики», «Плавает или тонет?», «Весёлые соревнования», «Буря в стакане», «Чем быстрее?»;
- Опыты и эксперименты с водой «Прозрачность воды», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода бывает разной температуры», «Растворимые и нерастворимые вещества», «Вода нужна для прорастания», «Растения пьют воду», «Круговорот воды в природе».
- Наблюдения за дождём, лужами после дождя, небом перед дождём.
- Моделирование «Круговорот воды в природе»;
- Экскурсии в природу к ближайшим водоемам города (река Днепр, река Серебрянка, пруд в городском парке).
Общение
- Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека, «Водоемы родного края», «Что растет в воде», «Откуда берется вода в водопроводном кране?»;
- Составление творческих рассказов «Путешествие капельки», «Приключение Капитошки», «Как ребята речке помогли».
Художественная деятельность
- Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Времена года», Н. А. Римский-Корсаков «Море»;
- Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя;
- Пение: «Тучка» В. Рукашников, «Дождевые капельки» Е. Карганова;
- Чтение художественной литературы: рассказы Е. Чарушина «Птичье озеро», Б. Заходера «Что случилось с рекой», М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»; литературные сказки русских писателей А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Гаршина «Лягушка путешественница», В. Сутеева «Под грибом», С. Я. Маршака «Мойдодыр», К. Чуковского «Федорино горе»; легенды и сказания «Возера Нарач», «Пра возера Свіцязь»; поэтические произведения белорусских писателей Я. Коласа «Першы гром»;
- Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о воде, дожде;
- Загадывание загадок о воде, росе, дожде;
- Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды», «Грибной дождик»;
-Рисование «Весёлая радуга», «Буря»;
- Аппликация (коллективная) «Под грибом».
Игровая деятельность
-Дидактические игры: «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»;
- Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Быстрые водоносы», «Море волнуется», «Караси и щука», «Удочка»;
- Физкультурные минутки: «Цапля ходит по воде», «Тихо плещется вода», «Речка», «На болоте», «Как приятно в речке плавать»;
- Пальчиковые игры: «Пароход», «Лодка», «Медузы», «Волновалось синее море», «Рыбки», «Дождик».
Трудовая деятельность
-Хозяйственно-бытовой труд «Стираем куклам одежду», «Вымоем посуду для куклы Кати»;
-Труд в природе «Уход за комнатными растения в уголке природы»;
- Ручной труд «Изготовление атрибуты к играм».
3-й этап. Заключительный.
- Выставка совместного изобразительного творчества родителей и детей «Жизнь в капле воды»;
- Групповая фотогазета «Путешествуем по водоёмам родного города»
- Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников «Царица Водица»;
-Карточки для моделирования схемы «Круговорот воды в природе».
Продукты проекта :
- Серия видеороликов «Вода Волшебница»;
- Огород на окошке;
-Лаборатория по изучению свойств воды «Лаборатория Волшебной Капельки»;
- Игровой лэпбук «Вода».
Презентация проекта «Вода Волшебница» :
- Музыкальное развлечение «Волшебница Вода»;
- Видеопрезентация для педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников «Вода Волшебница».
Основные виды ресурсов проектной деятельности :
Материальные:
- Игрушка-кукла Волшебная капелька;
- Приборы– помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, часы песочные, разнообразные магниты, лупа, зеркала, сито и воронки, мерные ложки, одноразовые ложки разных размеров, формы для изготовления льда;
- Прозрачные сосуды и емкости разной формы и разного объема (миски, стаканы, бутылочки, ведерки, тазики, лейки, подносы, пустые пластиковые бутылки разных размеров, крышки для бутылок с мелкими отверстиями, одноразовые стаканы); стеклышки, полиэтиленовые и тканевые мешочки; трубочки для коктейля;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, ватные диски, шприцы (пластмассовые без игл, марля, пинцеты;
- Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, деревянные опилки, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, скорлупа орехов, веточки;
- Бросовый материал: кусочки поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, пластмассовые, металлические предметы, деревянные катушки, трубочки для выдувания;
- Игрушки из разных материалов (лягушата, рыбки, утята, осьминог, морская звезда, дельфин, акула, кораблики);
- Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар, акварельные краски и другие безопасные красители;
- Прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, ученические линейки, пуговицы разного размера, палочки от мороженного, свеча, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, бумажные салфетки, мыльные пузыри;
- Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности); клеенчатые передники, полотенца, тряпочки, салфетки, клеенки для опытов;
- Плакат «Солнечная система»;
- Карта Шкловского района;
- Красная книга Беларуси;
- Схема с изображением круговорота воды в природе;
- Карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком;
-Наглядно-дидактические пособия «Морские обитатели», «Водный транспорт», «Опасные явления в природе», «Стихийные явления природы»;
- Репродукции картин художников-пейзажистов-маринистов И. Левитана, И. Айвазовского, Б. Васнецова, М. Нестерова, Е. Волкова, А. Куинджи, В. Поленова;
- Портреты художников;
- Фотоальбом «Природа родного края»;
-Таблицы – схемы, модели для рассказывания;
-Мнемотаблицы;
-Трафареты для рисования и печатания по теме;
-Раскраски;
- Атрибуты и маски для подвижных игр.
Технические:
- Магнитофон;
- USB-флешкарта;
- Мультимедийная установка;
- Ноутбук.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ