Майя Тайбарей
Образовательный проект «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»
«Год народного искусства и культурного наследия»
Образовательный проект
«Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Тайбарей Майя Николаевна,
ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»
г. Нарьян-Мар
2022 год
Содержание
1. Паспорт проекта….…. 3
2. Описание проекта….… …5
2.1 Аналитическое обоснование…. …5
Публикация «Образовательный проект „Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
2 .2 Стратегия и тактика реализации проекта …. ….….6
2.3 Этапы реализации проекта….…. 7
2.4 Ожидаемые результаты….….…10
3. Заключение…. …. …. …10
4. Список использованных сетевых ресурсов…. 10
5. Приложение …. 11
1. Паспорт проекта
Название проекта Год народного искусства и культуры наследия
Ф. И. О. автора, место работы, должность
Тайбарей Майя Николаевна, ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик», воспитатель.
Обоснование актуальности проекта Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Если знакомить детей, начиная с раннего дошкольного возраста, с родной культурой, культурой Ненецкого АО, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Цель и задачи проекта Цель :
• Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
Задачи:
• Познакомить детей с устным народным творчеством, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.
• Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
• Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.
Краткое содержание проекта В ходе реализации проекта будут осуществляться следующее: сбор информации по фольклору для детей второй младшей группы, оформление альбома «Фольклор для самых маленьких», оформление уголка, оформление музыкального уголка, беседы с детьми об устном народном творчестве, знакомство с шумовыми инструментами, знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой», прослушивание русских народных песен, знакомство с русскими народными загадками о домашних животных, знакомство с ненецкими подвижными играми, знакомство с ненецкими считалками, чтение русских народных сказок, художественно-творческая деятельность «Флажок», разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Теремок», фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы.
Кадровое обеспечение Педагоги, инструктор по ФИЗО, музыкальный работник.
Целевая аудитория Воспитатели, родители воспитанников, дети второй младшей группы
География проекта Ненецкий Автономный округ
Материально-техническое обеспечение проекта Ноутбук, проектор, иллюстрации по теме «Устное народное творчество», цветная бумага, клей, картон.
Сроки реализации проекта 4 недели
2. Описание проекта
2.1. Аналитическое обоснование
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников : ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в, то, же время через него по-другому видят окружающий мир.
2.2. Стратегия и тактика реализации проекта
Реализация проекта проходит в три этапа.
Подготовительный этап включает в себя сбор информации по фольклору для детей второй младшей группы, оформление альбома «Фольклор для самых маленьких», оформление уголка, оформление музыкального уголка, создание буклета для родителей.
На практическом этапе беседы о любимых сказках, знакомство с шумовыми инструментами, знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой», прослушивание русских народных песен, познакомить детей с русскими народными загадками о домашних животных, познакомить детей с ненецкими подвижными играми, знакомство с ненецкими считалками, чтение русских народных сказок, художественно-творческая деятельность «Флажок».
На третьем заключительном этапе разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Теремок», фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы.
Механизмом реализации проекта является совместная деятельность родителей, педагогов и детей.
2.3. Этапы реализации проекта
№
п/п Этап Мероприятия Сроки Ответствен-
ные Функции
1
Подготовительный
(этап планирования)
1. 1 Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей В течение недели Воспитатели, музыкальный руководитель поисковая
1.2
Организация предметно-развивающей среды в группе: 1)Оформление альбома по теме «Фольклор для самых маленьких»; 2) Оформление уголка в русском народном стиле 3) Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, русскими народными инструментами.
В течение недели воспитатели поисковая
1.3 Создание буклета для родителей «Это русская сторонка…». В течение недели Воспитатели Поисковая,
творческая
2 Организационный
(практический этап)
2.1 1. «Весёлые музыканты» Знакомство с шумовыми инструментами
2. «Козлик и дудочка» Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой Воспитатели
Музыкальный работник коммуникативная
2.2 «Русская Матрёшка» Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок 1 день Воспитатели коммуникативная
2.3 Прослушивание русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка» В течении недели Воспитатели коммуникативная
2.4 «У бабушки в деревне» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных 1 день Воспитатели коммуникативная
2.5 Художественно-творческая деятельность «Флажок» 1 день Воспитатели творческая
2. 6 Знакомство с ненецкими подвижными играми: приложение 1
«Хейро – солнце», «Канюк и лемминги»,Оленьи гонки на тройках»
Приложение 1 В течение
недели Воспитатели познавательная
коммуникативная
2.7 Знакомство с ненецкой считалкой Приложение 2 1 день Воспитатели Познавательная коммуникативна
2. 8 Чтение сказок посредством театрализованной деятельности:
1. «Колобок», обр. К. Ушинского (театр на руке);
2. «Гуси –лебеди», обр. М. Булатова (театр на руке- варежковый);
3. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской (пальчиковый театр);
4. «Снегурочка и лиса»», обр. М. Булатова (пальчиковый театр). В течении недели Воспитатели
2. 9 Беседы:
1. «Мои любимые сказки»
2. «Колыбелька» В течении недели Воспитатели
3 Итоговый
3.1 Фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы»
Приложение 3 1 день Воспитатели
3.2 Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» 1 день Воспитатели,
Музыкальный работник Коммуникативная, творческая
2.4. Ожидаемые результаты
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-Умение играть в Ненецкие народные подвижные игры. Используя считалки.
-Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
-Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
3. Бюджет проекта
3000 рублей
4. Заключение
Считаю, что проект актуален и эффективен, т. к устное народное творчество играет большую роль в развитии звуковой культуры речи, учит детей правильно и отчетливо произносить звуки и слова, создает уникальные условия для мышления детей. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, и получает первые впечатления о ней
5. Список использованных сетевых ресурсов
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика –Синтез, 2021.
2. УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки/ составители Тарабина Т. И, Елкина Н. В- 1996 г.
3. https://sadik-391.ru/data/upload/Dokumenty/Statya_Kolesnikova.pdf электронный ресурс. - дата обращения 20.02.2022.
4. https://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-igr-narodov-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html - электронный ресурс. - дата обращения 16.02.2022.
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/04/04/konspekt-folklornogo-razvlecheniya-v-gostyah электронный ресурс. - дата обращения 20.02.2022.
6. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2449904450881049424&from=tabbar&parent-reqid=1646842572131699-15972433422426438922-vla1-3708-vla-l7-balancer-8080-BAL-3918&text=Прослушивание+русских+народных+песен+«Как+у+нас-то+козёл»%2C+«Бабушкин+козлик»%2C+«Петушок»%2C+«Гуси%2C+вы+гуси»%2C+«Курочка+рябушечка» электронный ресурс. - дата обращения 19.02.2022.
Приложение 1
1. «Хейро – солнце».
Цель: развивать координацию движений быстроты реакции.
Содержание
Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом и зовут солнце - хейро, хейро, хейро. В кругу сидит «солнце» - водящий. Когда «солнце» встаёт и выпрямляется, по хлопку «ловишки - солнца» игроки разбегаются. Все игроки увёртываются от «солнца» при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три в круг скорей беги!» те, кого водящий не задел, возвращаются в круг.
2. «Канюк и лемминги».
Цель: Развивать координацию движений (бег врассыпную и на четвереньках).
Содержание.
Ненецкой считалкой выбирается канюк. Остальные дети лемминги. Канюк сидит в своем доме. Лемминги бегают, и ходят по своим тропкам на четвереньках. В данной игре дети сами выбирают способ передвижения (бегают, прыгают, встают на четвереньки и затем снова бегут). По сигналу: Канюк летит! Бегите к своим норкам! Дети разбегаются по своим домикам. Пойманного «лемминга» «канюк» уводит к себе.
3. «Оленьи гонки на тройках»
Цель: развивать быстроту в беге.
На противоположных концах площадки кладутся 2 шнура. Каждая команда разбивается на тройки: 2 «оленя» и «охотник».
В каждой команде по 3—4 тройки. «Охотник» берёт за руки стоящих впереди «оленей». По сигналу «Вперёд!» каждая тройка сначала медленно начинает движение и по сигналу «Бегом!» ускоряет бег и бежит навстречу друг другу от одного шнура к другому. Тройка, быстрее добежавшая до противоположного шнура, побеждает. Выигрывает команда, в которой оленьи тройки наберут больше призовых мест.
Приложение 2
Считалочка
Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарты всем не сесть –
Значит, ты останься здесь!
Приложение 3
Фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы»
Цель: прививать любовь к устному народному творчеству, вызвать у детей радостное настроение, побуждать к активному действию в играх, развивать эмоциональную выразительность, воспитание доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Активизация словаря: петушок, курочка, цыплята, гуси, собачка.
Оборудование: домик бабушки, костюм бабушки, маски (курочки, цыплят, гусей, игрушки (кошка, петушок, запись музыки, магнитофон, угощение: пряники.
Действующие лица: бабушка, дети.
Ход:
(звучит музыка, из домика появляется бабушка Потешница)
-Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка Потешница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, проходите, пожалуйста.
- Ребята, я очень люблю потешки, поэтому меня зовут бабушкой Потешницей. (из-за домика появляется солнышко) Кто знает потешку о солнышке, расскажите.
Ребё нок:
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
Бабушка: Ой мои дорогие внучата давайте с вами поиграем в «Ладушки»(обыгрывание потешки «Ладушки»)
Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку!
Полетели, полетели! (взмахи руками)
На головку сели! (кладут руки на голову)
Посидели, поели
И дальше полетели! (взмахи руками)
Баушка: Ребята, я люблю не только потешки. Ещё я очень знаю много загадок. Если вы отгадаете мою загадку, то услышите, кто прячется в моём домике.
«Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это?»
Дети: Петушок!
Бабушка: Правильно, это мой Петя-петушок! (из окошка домика показывается петушок)
Петя-петушок дети знают про тебя стишок
Дети: Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Что так рано встаешь?
Деткам спать не даешь,
Ку-ка –ре- ку!
Бабушка: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Курочка и цыплята». Одевайте все маски цыплят, а я буду курочкой (одевает детям маски цыплят, под музыку песни «Вышла курочка гулять» дети выполняют движения)
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней, ребятки желтые цыплятки (дети гуляют по залу)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (изображая, цыплят)
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Червячка ищите!
Бабушка - курочка: Малые ребятки Желтые цыплятки
Разбежались кто куда!
Ты найдешь их мама
Курочка: Да! Игра «Прятки»
Мы играем в прятки, (дети встают тесной стайкой)
Спрятались цыплятки (Бабушка накрывает их большим платком.)
Я по дворику хожу,
Деток я не нахожу (курочка ходит, ищет детей)
Где мои ребятки заглядывает под стулья…
Желтые цыплятки?
Я к платочку подойду (подходит к детям)
Может деток там найду (Дети пищат из-под платка)
Под платочком кто стоит (Курочка снимает платок)
И тихонечко пищит (радуется, что находит цыплят)
Вот мои ребятки
Желтые цыплятки. (дети и бабушка снимают шапочки цыплят и курочки)
Бабушка: Цыплятки веселились так, что к ним прибежали два весёлых гуся.
Инсценировка «Жили у бабуси два веселых гуся.»
Жили у бабуси
Два веселых гуся
Один серый – один белый
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки,
В луже у канавки,
Один серый - другой белый
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся
Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один серый, другой белый.
Два веселых гуся!
Обрадовалась бабушка, что гуси нашлись.
Бабушка: Ребята, у меня живёт ещё Котя. Вы знаете про него потешку. (ребёнок рассказывает потешку «Котя- котенька коток.»
Бабушка: Молодцы! Предлагаю всем потанцевать.
«Танец дружбы»
Бабушка: Порадовали вы меня. Вот вам прянички друзья (раздаёт угощение)