Елена Алифанова
Образовательный проект «Правила эти пусть знают все дети» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Основное направление проекта : предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от занятий время, в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно - ролевые, подвижные игры, игры - соревнования, праздники, оформление уголка: «Правила дорожного движения».
Публикация «Образовательный проект „Правила эти пусть знают все дети“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста (3- 4 лет, дети среднего возраста (4-5 лет, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, воспитатели, родители, педагоги, специалисты ДОУ, инспектор ГИБДД.
Актуальность проекта Одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, так как они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно лишь обучая детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мной была выбрана данная тема. Анализируя актуальность темы, я пришла к выводу, что изучать её надо, начиная с трёх лет. Дети не знают правила и не умеют применяют их на практике. Это послужило толчком для выбора мной данной темы и созданию долгосрочного проекта : «Правила эти пусть знают все дети».
Цель проекта : Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать формы и методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками;
2. Внедрять инновационные формы и методы работы с воспитанниками, родителями по данной проблеме;
3. Развивать у детей навыки и привычки безопасного поведения на улице путем внедрения современных программ и технологий, способность практически применять полученные знания в дорожно - транспортной среде.
4. Расширять словарный запас по дорожной лексике;
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
6. Совершенствовать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей.
7. Обеспечить консультативной помощью родителей и педагогов по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Новизна: Система деятельности ДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей :
• Сформированы понятия «Правила дорожного движения», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
• Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• Знание правил безопасного поведения на улицах города;
• Воспитание грамотного пешехода.
Для родителей:
• Повышение интереса к совместной проектной деятельности по изучению вопросов безопасности дорожного движения: спокойное, уверенное, культурное и безопасное поведение в дорожно-транспортной среде;
• Взаимодействие с педагогами;
• Создание открытого образовательного взаимодействия с родителями, ГИБДД;
• Активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта в ДОУ.
Для педагогов:
• Повышение теоретического и практического уровня профессионализма в вопросах по обучению детей ПДД;
• Создание и обогащение предметно - развивающей среды для детей по изучению ПДД;
• Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта «Правила эти пусть знают все дети» обогащается опыт детей, создаются необходимые условия в ДОУ для работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, повышается компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Пополняется и обновляется материал по безопасности дорожного движения. На протяжении всего проекта у детей формируется стремление к познанию объектов окружающего мира, учатся делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи, дети уверенно отличают и называют правила дорожного движения, на улице. Просвещение родителей даёт большой плюс в социальном воспитании детей группы. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении : разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД, а также планирую продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД. В планах разработать программу по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Составить сборник материалов, который бы, включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).
Этапы реализации проекта по возрастам :
I этап - 2 младшая группа (дети 3-4 лет)
Цель: Формирование ориентации в окружающем пространстве.
Задачи:
• Дать представление об улицах, дорогах, видах транспорта, пешеходном переходе, светофоре и значении его сигналов, о движении транспорта и людей.
• Наблюдать за движением транспортных средств и людей, регулированием дорожного движения.
• Ознакомить с действиями, которые выражаются глаголами: остановился, поехал, тормозит, разворачивается и т. д.
• Научить изображать на бумаге дома, автомобили, сигналы светофора; отражать в цвете (красный, желтый, зеленый). Закрепить на рисунке изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
• Развивать умение конструирования: дом, автомобиль, светофор, пешеходный переход.
• Уточнить знания детей о назначении светофора.
• Развивать привычку - при переходе дороги крепко держать взрослого за руку.
II этап - средняя группа (дети 4-5 лет)
Цель: Формировать наблюдательность и совершенствовать ориентировку детей в помещении и ближайшей к детскому саду местности.
Задачи:
• На прогулках закреплять знания об установленных для перехода проезжей части местами : наземный и подземный пешеходные переходы; средствах регулирования дорожного движения: знаках и светофора.
• Дать представление об участниках дорожного движения: пешеходе, водителе, пассажире. Учить различать дорожные знаки для пешеходов.
• Расширить знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях, профессии «водитель».
• Ознакомить с правилами безопасного перехода проезжей части дороги, безопасного поведения в маршрутном транспорте и на остановке маршрутных транспортных средств.
III этап - старшая и подготовительные группы (дети 5-7 лет)
Цель: Формировать свободную ориентировку в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона и подведение детей к сознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Задачи:
• Закрепить умение свободно ориентироваться на территории и вокруг дошкольного образовательного учреждения.
• На прогулках закрепить знания об участниках дорожного движения, видах транспорта, назначении и местах установки дорожных знаков, правилах безопасного поведения на проезжей части дороги, регулировании дорожного движения.
• Ввести понятие дорожные ситуации - «ловушки». Учить анализировать, прогнозировать дорожные ситуации - «ловушки». Развивать умения определять и предвидеть опасность дорожной ситуации.
• Закрепить знания правил безопасного перехода проезжей части дороги, безопасного поведения в маршрутном транспорте и на остановке маршрутных транспортных средств.
• Сформировать понимание пространственной терминологии (левая - правая сторона, впереди - сзади, далеко-близко, движение прямо, наискосок).
• Дать представление работе регулировщика-инспектора ДПС, службах «01», «02», «03». Расширить знания о работе регулировщика - инспектора ДПС.
• Ознакомить с особенностями дорожного движения в разное время года и о влиянии погодных условий на движение транспорта и пешеходов.
• Дать представление о детском дорожно-транспортном травматизме, причинах ДТП с участием детей.
• Обучить самостоятельно давать оценку действиям участников дорожного движения: водителя, пешехода и пассажира.
• Формировать самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом дороги.
• Заучивание стихов, беседе по дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок, для закрепления новых понятий, слов, представлений. В рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при наблюдении на прогулках и развлечениях.
Процесс овладения культурой поведения на дороге является непрерывным, поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях (беседы, игры, чтение книг, заучивание стихов, прогулки, экскурсии и т. д., а также в сотрудничестве с семьёй дошкольника и будет более успешным, если учитывать возрастные особенности детей.
Основные направления работы по проекту
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде города;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированных умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Этапы реализации проекта
1. Информационно-накопительный
• Изучение интереса детей для определения целей проекта;
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
• Подбор материала по Правилам дорожного движения;
• Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
• Знакомство с литературными произведениями;
• Изготовление дидактических игр по ПДД;
• Использование дидактических, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
• Обращение к специалистам.
2. Разработка проекта
• Анкетирование родителей;
• Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме, педагоги, имеющие опыт работы по данной теме);
• Довести до участников проекта важность данной проблемы, заинтересовать каждого педагога темой проекта.
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
• Составление плана работы над проектом, учитывая мнение всех педагогов.
3. Реализация проекта
Формы и методы работы с педагогами:
• Семинары - практикумы;
• Открытые просмотры образовательной деятельности в группах ДОУ;
• Консультации;
• Педагогические советы.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми
- интерактивный метод обучения;
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- личностно - ориентированная технология;
- технология игрового обучения;
- метод наблюдения и беседы;
Познавательное развитие
• Экскурсии;
• Квесты, викторины;
• Игры;
• Моделирование ситуаций;
• Проведение цикла познавательной образовательной деятельности;
• Просмотр видеофильмов, презентаций;
Художественно-эстетическое развитие
• Музыкальные праздники и развлечения на тему проекта;
• Создание фотоальбомов «Безопасная дорога»;
• Изготовление макетов - «Наша улица», «Перекресток», и пр.
• Оформление выставок рисунков и творческих работ по теме проекта;
Речевое развитие
• Составление творческих рассказов «Поведение на пешеходном переходе», «Остановка общественного транспорта», и пр. ;
• Беседы с детьми «Секреты светофора», «Безопасный путь домой», и пр. ;
Социально-коммуникативное развитие
• Сюжетные и дидактические игры;
• Экскурсии;
• Целевые прогулки;
• Викторины;
Физическое развитие;
• Спартакиады, праздники и развлечения;
• Комплексы утренней гимнастики.
Физическое развитие
• Спартакиады, праздники и развлечения, квесты и пр. мероприятия по тему проекта;
• Двигательные рассказы по теме проекта;
• Комплексы утренней гимнастики.
Формы и методы работы с родителями
• Обсуждение разных точек зрения;
• Ролевое проигрывание ситуаций;
• Тренинговые игровые упражнения и задания;
• Обращение к опыту родителей.