Александра Лунёва
Образовательный проект познавательно — творческого характера «По следам амурского тигра»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
познавательно – творческого характера
«По следам амурского тигра»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока».
для детей старшей группы № 3 «Тигрята»
2020 – 2021 учебный год
Автор проекта: Лунева Александра Борисовна, воспитатель.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта…. …. 3
2. Структура проекта….4
3. Этапы проекта….6
4. Перспективно-тематический план реализации проекта….8
5. Литература …. ….11
Публикация «Образовательный проект познавательно — творческого характера „По следам амурского тигра“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Тигр. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Приложение:
сценарий развлечения «Путешествие в заповедник».
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «По следам амурского тигра».
Девиз проекта:«Тигров сохраним, в обиду не дадим!»
Вид проекта:
по срокам:
краткосрочный
21.09.20 – 30.09.20г.
по составу участников:
групповой
по типажу: познавательно-творческий
Автор:Лунева Александра Борисовна, воспитатель высшей категории.
Участники проекта:воспитанники старшей группы, физкультурный работник, родители (законные представители).
Целевая аудитория:5-6 лет
2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА
2.1. Актуальность:
Экологические проблемы все чаще проявляются в окружающей нас действительности. С одной стороны, население планеты желает жить в гармонии с природой, с другой стороны - человечество еще не готово изменить техногенный характер своей хозяйственной деятельности. Все прекрасно понимают, что многочисленные производства отрицательно влияют на окружающую природу, но продолжают свою деятельность, получая финансовую прибыль. Проводя с дошкольниками экологические проекты, мы с ранних лет воспитываем экологически грамотное поколение, которое в будущем изменит потребительское отношение человека в природе.
2.2. Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представление об амурских тиграх, о том, где обитают, чем питаются, почему это животное называется редким, и почему на них ведется охота и т. д. Участие детей в проекте «По следам амурского тигра» позволит максимально обогатить знания и представления об амурских тиграх; развить связную речь, творческие способности детей, сформировать чувство сопричастности с окружающим.
2.3. Цель: Формирование осознанно-правильного отношение к представителям животного мира родного края.
2.4. Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить и углубить представления детей о животных – хищниках, как представителей живого в мире природы, об основных жизненных функциях
тигра, его повадках, местах обитания.
2. Дать детям начальные представления об отношениях человека и амурского тигра, причинами уменьшения популяции этого животного.
3. Продолжать знакомить детей с заповедниками Приморского края, их назначением.
Воспитательные:
1. Создавать условия для проявления личностных качеств (сочувствие, отзывчивость).
2. Воспитывать заботливое отношения к объектам живой природы.
3. Поощрять любознательность и стремление к получению новых представлений.
4. Воспитывать художественный вкус, фантазию при создании рисунков, композиций.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательно – исследовательский интерес к родному краю, природе животного мира.
2. Развивать умение высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы.
3. Формировать навыки диалогической речи, интонационной выразительности.
4. Развивать инициативность, самостоятельность, воображение, технические умения и навыки при изготовлении поделок, рисунков.
5. Поощрять способность решать двигательные задачи в необычных условиях, развивать физические качества.
2.5. Ожидаемые результаты:
1. В группе будут созданы условия для самостоятельного поиска информации о тиграх: оформлен «читательский» уголок с энциклопедиями, детскими иллюстрированными книгами и журналами; рулетки для измерения величины животного, игрушки-муляжи.
2. Дети получат достаточную информацию о красно книжном животном, проживающем в Приморском крае.
3. Дети будут испытывать желание заботится о тиграх и знать, как специалисты охраняют их от браконьеров; повысится интерес к изучению окружающего мира и желание самостоятельно и совместно с родителями находить новую информацию и делиться ею со сверстниками.
2.6. Ресурсы проекта:
- кадровые (воспитатель старшей группы, руководитель по физической культуре, старший воспитатель, родители воспитанников);
-материально–технические: групповое помещение, музыкальный зал детского сада, телевизор, ноутбук;
- финансовые: мало затратный проект.
3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный
Информационно-аналитический
Задача:
Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта.
1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам проектной деятельности.
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о красно книжных кошачьих Приморского края.
3. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.
4. Подбор методов педагогического мониторинга воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения знаний по разделам программы, опрос, анкетирование).
Методическое обеспечение проекта
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
1. Составление перспективно-тематический плана по теме проекта.
2. Разработка цикла режимных моментов, сценария развлечения в рамках проектной деятельности.
3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.
4. Подбор игр, игровых упражнений, литературный материал согласно задачам.
II этап – основной
Работа с детьми:
Образовательные области по ФГОС ДО:
1. Речевое развитие: игра с мячом: «Что умеет делать тигр?»; Словесная игра «Доскажи словечко".
2. Чтение художественной литературы: Ю. Коваль «Тигрёнок на подсолнухе», Э. Успенский «Вышел тигр погулять», отрывки из книги С. Георгиева «Приключения Амурчика».
3. Познавательное развитие: НОД «Амурский тигр. Как ему живётся в Уссурийской тайге?»; беседа «Люди и тигры».
4. Художественно-эстетическое развитие: НОД рисование «Тигр», конструктивно-модельная деятельность из картона «Тигрёнок».
5. Социально-коммуникативное развитие: рефлексивный круг «Праздник Тигра во Владивостоке»
6. Физическое развитие: П/И «Шёл тигриный детский сад», соревнования по прыжкам в длину с места «Тигриные прыжки».
Работа с родителями (законными представителями)
Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.
1. Привлечение родителей к изготовлению костюмов для развлечения.
2. Рекомендации посетить с детьми праздник «День Тигра» в городе.
3. Размещение в родительской группе WhatsApp ссылок на познавательные видео для детей о жизни тигра в дикой природе и зоопарках.
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие с детьми:развлечение «Путешествие в заповедник».
Продукт проекта:
1. Оформление в группе стены «Животные Приморской тайги – соседи тигра»
2. Изготовление костюмов к развлечению.
3. Изготовление макета тигра в натуральную величину.
4. Выставка рисунков «Такие разные тигры», детской конструктивно-модельной деятельности из картона «Тигры в заповеднике».
4. Перспективно-тематический план реализации проекта «По следам амурского тигра»
1 неделя:
С детьми
Чтение художественной литературы:
1. Э. Успенский «Вышел тигр погулять»
2. Ю. Коваль «Тигренок на подсолнухе»
3. Стихотворения о тигре, выбор из них для заучивания наизусть.
4. С. Георгиев «Приключения Амурчика» отрывки.
Заучивание:
1. Терешкова Г. «Тигр пушистый и полосатый.»
2. Яхницкая Е. «Тигры водятся в лесах.»
3. Гарг Т. «Очень славный это тигр, как большая кошка».
Интеллектуальные (дидактические) игры:
1. Игра с мячом «Что умеет делать тигр?» Цель: на основе полученных знаний, подбирать глаголы или словосочетания, характерные для поведения тигра.
2. «Доскажи словечко». Цель: закрепление знаний о повадках, месте обитания, питании животных Уссурийской тайги.
Непрерывная образовательная деятельность по темам:
1. Познавательное развитие. Ознакомление с природой. «Амурский тигр. Как ему живется в Уссурийской тайге?» Цель: формировать представления о повадках амурского тигра, питании, способах охоты, месте обитания, взаимодействии с другими обитателями тайги.
2. Рисование «Тигр».
3. Конструирование из картона «Тигренок».
Беседа: «Люди и тигры». Цель: в ходе диалога систематизировать знания детей о роли человека в жизни диких животных (помощь и вред).
С родителями:
1. Предложить подборку детской литературы о тиграх: стихи, загадки, рассказы.
2. Подготовить папку – передвижку на тему: «Интересные факты о тиграх».
3. Подготовка оформления для группы и музыкального зала: шарики, маски, плакаты.
4. Подготовка костюмов к развлечению.
Изготовление пособий (наглядного материала)
1. Подготовить презентацию для детей «Амурский тигр. Что это за зверь?»
2. Подобрать иллюстративный материал по теме проекта: «Кто живет рядом с тигром в тайге?»
3. Подобрать видео по темам: «Тигры в зоопарке», «Тигры в зимнем лесу», «Амурский тигр, занесенный в Красную книгу».
Продукт детской деятельности:
1. Раскрашивание силуэта тигра на картоне для изготовления макета.
2.«Тигриные задания»: заполнение листов с графо моторными упражнениями. Собрать листы в книжечку.
3. Завершение изготовления модели тигра в натуральную величину.
2 неделя:
1. Итоговое мероприятие. Проведение развлечения «Путешествие в заповедник» (см. приложение)
С детьми:
1. Рефлексивный круг: «День Тигра в городе Владивосток».
2. Рефлексивный круг: «Что мне запомнилось на проекте? Мои эмоции от проекта».
С родителями:
1. Трансляция: видео и фотоотчет о проекте.
2. Сбор отзывов по результатам проекта.
Продукт детской деятельности:
Оформление выставки детских рисунков «Такие разные тигры»; поделок «Тигры в заповеднике».
С педагогами:
1. Начать подготовку презентации по результатам проекта.
2. Трансляция мероприятий по проекту на странице Facebook.
3. Трансляция проекта перед коллегами ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Володин В. А. «Энциклопедия для детей. Птицы и звери». М. : Аванта+,2003г.
2. Красная книга Приморского края. Животные. Официальное издание. Владивосток: АВК «Апельсин», 2005
3. Ляхов П. Р. «Я познаю мир. Животные». Дет. Энциклопедия. ООО "Издательство Аст", М. 2002г.
4. Маркина М. В. «Путешествие по родному краю. Методическое пособие по краеведению и экологическому образованию». Владивосток 2001
5. Сосновский И. П. «О редких животных мира». Москва: Просвещение, 2011
6. Чан Г. М. «Про тигра и тигрят» - сборник методических материалов для работы с детьми. Владивосток: WWF – Россия, 2008
Интернет ресурсы:
1. Амурский тигр. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. ru. wikipedia. org.ussuriysky. ru /amurskij tiger.
2. Звуки природы. https://melodia.space/
3. Заповедное Приморье https://pgpb.ru/media/cd/zp/new/polka.html
4. Тигромания http://tigromania.ru/chtenie/hud-lit/stihi/
5. Детям о природе http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_tigre_detyam/
6. Иващенко А. Уссурийский тигр // Кошачье царство, 2004 - http://www.catskingdom.ru/encyclopedia/articles/tiger.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Путешествие в заповедник».
Цель: в игровой форме закрепить у детей ранее полученные знания об уссурийском тигре, его образе жизни, повадках, среде обитания.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о диких кошках и, в частности, об уссурийском (амурском) тигре; - Закреплять правила поведения в тайге и заповеднике; - Формировать понимание, что дикие животные нуждаются в защите и охране со стороны человека.
Развивающие:
- Развивать чувство обоняния – умение определять по запаху некоторые продукты.
- Умение собирать целостное изображение из отдельных фрагментов (синтез, умение работать в команде. - Развивать у детей познавательно – исследовательский интерес. - Развивать логическое мышление, память, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе родного края, - формировать бережное отношение к природе, желание помочь, защитить.
Задачи в интеграции
Физическое развитие:
Продолжать формировать двигательные навыки: прыжки в длину с места, лазанье по лестнице-стремянке, подлезание под дугу боком, не касаясь руками земли, бег «змейкой» между предметами, ходьба по узкой доске, сохраняя равновесие;
Развивать ловкость, быстроту, смелость; умение действовать по сигналу воспитателя; координацию движений.
Речевое развитие:
Закреплять
- умение заканчивать словосочетание, подбирая нужное по смыслу слово; - навык правильного произношения изолированного звука «р»; - умение подбирать глаголы, характеризующие повадки тигра; - активизировать в речи слова: заповедник, шерсть, хищник, логово.
Оборудование:
Гимнастическая скамейка для ходьбы, 4 дуги для подлезания, кирпичики, магнитофон, мяч, непрозрачные контейнеры с запахами, голубая ткань для имитации ручья (длина 3-4м, 2 обруча, красные ленточки для имитации пожара, картонный макет костра, конусы, призы для детей.
Музыкальное сопровождение: Г. Гладков «Вышел тигр погулять» на стихи Э. Успенского, музыка из м/ф «Обезьянки», песня «Доброта» ансамбль «Барбарики», песня «Маленький тигренок» Музыка: Александр Ермолов
Стихи: Виктория Кузьмина
Литература: сборник методических материалов для работы с детьми «Про тигра и тигрят» автор-составитель Г. М. Чан
Предварительная работа:
Чтение литературы, беседы, образовательная деятельность по ознакомлению детей с амурским (уссурийским) тигром. Разучивание кричалок о тигре, разучивание песни «Вышел тигр погулять», рисование масок тигра для украшения участка к празднику.
Ход:
Музыкальный зал украшен полосатыми оранжевыми шариками и рисунками детей. На детях элементы тигриных костюмов (маски, ушки, хвостики, жилетки). Из-за ширмы слышен тигриный рык. Затем под веселую музыку появляется Тигруля.
- Здравствуйте! Здравствуйте!
- Я Тигруля! Я слышал, что сегодня в этом детском саду отмечают День Тигра. Это так? Значит, я правильно добрался.
- Я из мультика пришел и ничего не знаю о настоящих тиграх. Я вижу у вас тигриные ушки и хвостики, наверное, это вы – тигры? Нет?
Тогда расскажите мне, чтобы я смог его узнать при встрече:
У него большие лапы? (Да) Носит он пальто и шляпу? (Нет) У него огромный хвост? (Да) А большой, скажите, рост? (Да) Пьет какао по утрам? (Нет) Ест мороженое без меры? (Нет) У него мясной обед? (Да) Понимает нашу речь? (Нет)
Мы должны его сберечь? (Да)
-А кто же все-таки такие тигры? (Ответы детей)
-Чем они похожи на домашнюю кошку? (Внешним видом, любят карабкаться, царапать вещи, вылизывать шерсть, играть, выпрыгивать из засады, хорошо видят в темноте, любят много лежать и спать)
-Чем отличаются? (Размером, живут в дикой природе, сами добывают себе еду, тигры не умеют мурлыкать, не боятся воды)
-Каких родственников тигра вы знаете? (Леопард, рысь, ягуар, лев, гепард, пантера, снежный барс, пума)
- Я знаю, что тигры очень хорошо различают запахи и чувствуют добычу на большом расстоянии. А вы хотите проверить свой нюх? Вдруг, он у вас такой же, как у настоящего тигра?
ИГРА «ТРЕНИРОВКА НЮХА»
В непрозрачные контейнеры (можно использовать от больших киндер-яиц) кладутся кусочки фруктов, овощей, кусочек шоколадки и другие продукты, имеющие ярко выраженный запах. Ребёнку надевается повязка на глаза, открывается контейнер и предлагается угадать по запаху, что лежит в контейнере.
ТАНЕЦ «ВЫШЕЛ ТИГР ПОГУЛЯТЬ»
Звучит песня на слова Э. Успенского «Вышел тигр погулять», дети танцуют вместе с Тигрулей и подпевают.
- Молодцы, ребята! Вы очень весёлые и здорово умеете танцевать!
ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ТИГР»
Дети встают по кругу, в центре – Тигруля. Тигруля бросает детям мяч и предлагает ответить на вопрос: «Что умеет делать тигр?» (Рычать, подкрадываться, плавать, фыркать, кувыркаться, играть, прыгать).
- Ребята, вы сказали, что тигры умеют рычать. Действительно, у тигров очень большая территория, которую нужно охранять. Тигриный рык разносится на дальние расстоянии и проникает даже через плотную листву. Предлагаю вам посоревноваться, кто громче всех умеет рычать?
КОНКУРС «ТИГРИНЫЙ РЫК»
По окончании конкурса выбирается победитель, ему вручается небольшой сувенир.
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
-Ворона, это птица, а тигр (зверь) -Тело рыбы покрыто чешуей, а тело тигра (шерстью) -Олень –травоядный, а тигр (хищный) -Дом лисы- нора, а тигра (логово) -Главный враг зайца – лиса, а тигра (медведь) -У белки бельчата, а у тигра (тигрята, котята)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ШЕЛ ТИГРИНЫЙ ДЕТСКИЙ САД»
Шел тигриный детский сад, Много маленьких тигрят, Тигрята не кусаются, Тигрята все стараются, 1-2-3 за тигренком Катей (Степой) повтори!
Дети идут по кругу и повторяют движения за ведущим.
-Я знаю, что тигры хорошо умеют плавать, но, когда есть возможность, они стараются не мочить лапы, а перепрыгивают даже очень широкие ручьи.
- А вы так сможете?
ИГРА «ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЙ»
Два взрослых кладут на асфальт голубую ткань, свёрнутую в узкий длинный «ручеёк», дети перепрыгивают туда и обратно несколько раз. Затем, ткань разворачивают, и ручеёк становится шире. Так повторяется несколько раз, пока ручеёк не превратится в широкую реку.
- С разными трудностями сталкиваются тигры в тайге, но самое страшное - это пожар. Отчего может случиться пожар? (Ответы детей)
- А вы знаете, как правильно разводить костер в заповеднике? (в заповеднике нельзя разводить костры).
ИГРА - ЭСТАФЕТА «ПОЖАР В ЛЕСУ»
Все девочки встают отдельной группкой, они «тигрята».
-Наши тигрята, к сожалению, живут не в заповеднике. И их лес сейчас горит! Нужно срочно спасти тигрят!
Взрослые изображают пожар – машут красными ленточками.
Мальчики-спасатели. Мальчики по очереди бегут к «тигрятам», захватывают их обручем и бегут обратно. Эстафета заканчивается, когда все «тигрята» спасены из горящего леса.
-Ура! Все тигрята спасены! Но они очень испугались, давайте послушаем песню о маленьком тигренке
- Ребята, всем тиграм лучше живется на свободе! Нужно срочно всех тигрят увести в заповедник!
Но дорога туда очень трудна. Вы готовы к путешествию? Тогда я расскажу вам дорогу.
- Нужно пройти мимо капканов, которые поставили браконьеры (КОНУСЫ, затем пройти по поваленному дереву (СКАМЕЙКА, переправиться через болото по кочкам (КИРПИЧИКИ, перепрыгнуть через костер (КАРТОННЫЙ МАКЕТ, преодолеть пещеру (ДУГИ).
ИГРА - ЭСТАФЕТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАПОВЕДНИК»
Дети проходят полосу препятствий 2-3 раза.
-Ура! Мы добрались в заповедник! Здесь нам ничего не угрожает! Здесь о тиграх заботятся, за ними наблюдают и изучают.
-Давайте сейчас прокричим кричалки.
КРИЧАЛКИ
В клетке тиграм ведь не место, Есть у них свой дом - тайга, Так давайте же все вместе Сохраним их навсегда!
В обиду тигров не дадим, Мы род тигриный сохраним!
-Вы такие молодцы! Всё знаете о тиграх. И сами храбрые и ловкие! Я очень с вами подружился и хочу вам вручить призы!
ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
ТАНЦЫ ПОД ВЕСЕЛУЮ МУЗЫКУ