Ольга Слугина
Образовательный проект «Мое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 120 обшеразвивающего вида»
Разработала: Слугина О. И.
воспитатель
Саранск, 2020 г.
Автор проекта : Слугина Ольга Ивановна
Тип проекта : творческий
Вид проекта : долгосрочный (2020-2021 учебный год)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (кружки «Сказка» - театрализованный, «Юный эколог», «Грация» - хореографический, музыкальный руководитель.
Целеполагание
Публикация «Образовательный проект „Мое настроение“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируется высшее чувство. Дошкольник 5-7 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром. Он глубоко чувствует, его переживания прежде всего связаны с отношением в кругу близких.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций, голоса.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательные отношения к другим людям.
Все эти качества передаются через настроение. Что же такое настроение? Настроение – это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
В процессе жизни у ребенка меняется взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а так же идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
Задача взрослых:
1. Помочь детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их важнейших проявлений, причин возникновения.
2. Учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояниях.
Цель проекта : помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.
Задачи:
1. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний.
2. Учить ребенка более точно понимать эмоциональное состояние человека. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства.
3. Познакомить детей со способами создания хорошего настроения, способствовать формированию социальной компетентности.
4. Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Усвоение «языка» чувств, для выражения тончайших оттенков переживания, интонаций голоса.
2. Проявление постоянной дружбы со сверстниками, ценить окружающих вокруг людей, быть добрыми, эмоционально отзывчивыми.
3. Приобретение умений и навыков сдерживания бурных и резких выражений своих чувств.
4. Формирование адекватной эмоциональной реакции ребенка на конкретную ситуацию.
Разработка проекта
1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
2. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
3. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план мероприятий.
Выполнение проекта
«Речевое развитие» 1. Составление творческих рассказов с помощью пиктограмм: «мое настроение», «веселые и грустные случаи из моей жизни».
2. Беседы «Что такое радость?», «Что такое грусть».
3. Дискуссии «Почему люди сердятся?», «От чего возникают ссоры?».
4. Чтение шутливых рассказов и стихов
(Н. Носов, Б. Заходер, А. Барто).
5. Чтение и беседа по художественным произведениям: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Лиса, заяц и петух», «Теремок».
«Познавательное развитие» 1. Интегрированные занятия: «Друг в беде не бросит», «Самый дорогой на свете человек».
2. Работа с альбомами «Радуга настроений», «Мир вокруг нас».
3. Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик», «Двенадцать месяцев», «Под одним грибком», «Приключение кота Леопольда».
«Социально-коммуникативное развитие» 1. Игровые упражнения: «Волшебное зеркало», «Веселый-грустный», «Зеркало души».
2. Эмоционально-экспрессивные игры: «Веселые картинки», «Прогони злость», «Рассмеши принцессу Несмеяну», «Сурдопереводчик».
3. Дедактические игры: «Подари друг другу радость», «Подарки друг другу».
4. Упражнения: «Собака-поводырь», «Назови детенышей животных», «Почему грустит котенок?».
5. Обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них.
6. Театрализованные игры:
- на развитие мимики;
- по обучению жестам;
- по развитию пантомимики.
7. Драматизация сказок: «Три медведя», «Репка».
«Художественно-эстетическое развитие» 1. Прослушивание и исполнение веселых песен
2. Слушание: П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Щелкунчик»
3. Прослушивание в грамзаписи смеха.
4. Работа с эмблемами и вымпелами.
5. Изготовление пиктограмм (эмоциональное состояние человека).
6. Отражение в рисунках эмоционального состояния человека.
7. Раскрашивание персонажей из сказок соответственно их эмоциональному состоянию.
8. Рисуночные игры: «Рисуем по точкам», «Смешной рисунок», «Мое настроение», «Солнышко смеется».
«Физическое развитие» 1. Психогимнастика
2. Релаксации: «Веселый торт», «Появилась радость на пороге», «Снеговик».
Работа с родителями Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Выставка литературы, пособий, игр, методических рекомендаций по эмоциональному развитию детей.
Составление фотоальбома «Мои добрые дела».
Оформление уголка «Создай хорошее настроение».
Изготовление костюмов для сказочных персонажей.
Консультации на тему: «Влияние художественной литературы на эмоции ребенка», «Что такое мимическая гимнастика»
Презентация проекта
1. Составление альбома «Мои добрые дела».
2. Оформление уголка «Создай хорошее настроение».
3. Драматизация сказок «Три медведя», «Репка».
4. Составление книжек-малышек, рисованных книг.
5. Пошив костюмов для сказочных героев.
Используемая литература
1. Семенака С. И. Уроки добра. Развивающие занятия для детей 5-7 лет, М, АКТИ, 2002.
2. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Развивающие занятия для детей 5-8 лет, М,АКТИ, 2003.
3. Щепицина С. Б. Азбука общения, М, Творческий центр «Сфера», 2004.
4. Клюева Н. В. Учим детей общению, М, ГИЦ ВЛАДОС, 2001.
5. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников, М, АКТИ, 2002