Татьяна Мелехова
Образовательный проект «Хорошо в краю родном …»
Хорошо в краю родном …
Краеведение одно из самых сильных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины–России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Образовательный проект „Хорошо в краю родном …“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, соответствующие общечеловеческим духовным ценностям, в которые включаются ориентирование ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.
Цель проекта : формирование у детей основ патриотизма и любви к Родине через знакомство с историей и культурой Красноярского края и города Красноярска.
Задачи проекта :
1. Формировать любовь к прошлому и настоящему малой родины; к культурному наследию своего народа; к природе родного края.
2. Развивать потребность к самостоятельному освоению окружающего мира путем изучения культурного наследия разных народ, населяющих Красноярский край, чувства сопричастности к родному дому, городу, краю.
3. Создавать условия для созидательной, творческой деятельности участников воспитательно-образовательного процесса.
4. Способствовать укреплению и развитию партнерских отношений между родителями, воспитателями, воспитанниками, педагогами доу.
Участники проекта :
• дети
• воспитатели
• педагоги ДОУ
• родители
Сроки реализации: долгосрочный
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
1. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2 этап. Практический:
Для достижения качественного результата по реализации проекта разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:
1. Город и край (достопримечательности, история)
2. Природа родного края. Красная книга Красноярского края.
3. Мир профессий
4. Культура, отдых, спорт
5. Знаменитые люди города и края
1. Город и край (достопримечательности, история)
Задачи
Темы и формы работы
Формировать знания о родном городе
Красноярске, его культурных исторических
ценностях.
Знакомить детей с символикой города, его
достопримечательностями.
Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого
материала
Младший и средний дошкольный возраст
Тема «Где мы живем»
•«Мой дом, моя улица»
•«Любимый детский сад»
•«Улицы родного города»
•«Жизнь города»
Сюжетно-ролевые игры:
•Дом
•Семья
•Улица города
Взаимодействие с семьей
•Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города»
•День открытых дверей
• фотоколлаж «История одной фотографии»
Расширять знания детей о родном городе, крае его культурных и исторических
ценностях.
Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями,
памятными местами города.
Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала.
Старший дошкольный возраст
Тема «Где мы живем»
• Мой родной город, край
• Символика города, края
• Памятные места
• Путешествие в прошлое города
• Красноярск-город будущего
Экскурсии:
• Азбука пешехода
• В краеведческий музей
• Музей «Память» школы №19
• В библиотеку школы №19
Сюжетно-ролевые игры:
• Дом-семья
• Улица города
• Стройка
Конкурсы:
• Рисунков «Красноярск-город будущего»
• Изготовление макетов о родном городе»
Взаимодействие с семьей
• Анкетирование «Знаете ли вы свой город»
• День открытых дверей
• паспорт Красноярского края
• Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми
• макет русская изба
2. Природа родного края
Задачи
Темы и формы работы
Расширить, обобщить и
систематизировать знания детей о
природе участка ДОУ.
Воспитывать социально-активную,
творческую личность, способную
понимать и любить природу
Младший и средний дошкольный возраст
Тема «Добро пожаловать в экологию»
• «Деревья вокруг нас»
• «Труд в природе»
• «Как птицы в городе готовятся к зиме»
• «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо»
Акция
• Накормим птиц
Взаимодействие с семьей
• Конкурс «Дом для птиц»
Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края.
Воспитывать гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно
относиться к ней, преобразовывать
и приумножать её
Старший дошкольный возраст
Тема «Добро пожаловать в экологию»
• Флора и фауна Красноярского края
• Кто живет в Енисее?
• Доктора леса. Для чего человек сажает лес?
• Красная книга Красноярского края
• Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе.
Конкурс. Акция. Выставка
• «Фантазия» (поделки из природного материала)
• Акция «Вторая жизнь бросового материала»
• Выставка рисунков «Природа родного города»
Взаимодействие с семьей
• субботник «Озеленение участка д/сада»
• Красная книга красноярского края
3. Мир профессий
Задачи
Темы и формы работы
Дать представление
детям об основных
профессиях людей,
живущих в городе и
профессиями их
родителей.
Познакомить детей с
некоторыми
профессиями (врач,
воспитатель,
строитель и др.)
Воспитывать в детях
уважение к труду
взрослых.
Младший и средний дошкольный возраст
Тема «Всякий труд почетен»
•Кто работает в детском саду? (младший воспитатель, повар, врач, воспитатель, муз. руководитель, ИФК, дворник)
•Зачем люди трудятся на кухне
•Хочу быть как мама, хочу быть как папа
Сюжетно-ролевые игры:
• Магазин
• Больница
• Шофёр. Транспорт
• На стройке
• Парикмахерская
Встреча с интересными людьми:
•Наш добрый доктор
•Главный повар детского сада
Дать представление детям об основных
профессиях людей, живущих в городе
развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых.
Показать значимость труда каждого
человека в благополучии жителей
Красноярска
Воспитывать в детях уважение к труду
взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов.
Создавать предпосылки для мотивации
дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.
Старший дошкольный возраст
Тема «Всякий труд почетен»
• Кто работает в детском саду? (заведующий, музыкальный руководитель, инструктор ФК, и др.)
• Кто работает в городе? (архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, сотрудник МЧС, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог)
• Кто построил новый город
• Фабрика игрушек «Бирюса»
• служба «01», «02», «03» всегда на страже города
Экскурсии:
• В школу, библиотеку
Сюжетно-ролевые игры:
• Стройка
• Школа, библиотека
• Железнодорожный вокзал
• Ателье мод
• Улица города
• Салон красоты
• Супермаркет
Встреча с интересными людьми:
•Интересные профессии родителей
Взаимодействие с семьей
• Сбор материала о профессиях родителей
• Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»
• фотовыставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»
4. Культура, отдых, спорт
Задачи
Темы и формы работы
Знакомить детей с фольклором, с мастерами
художественных
промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.
Способствовать
общему развитию
ребенка на основе
интереса к культуре
города.
Младший дошкольный возраст
Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»
• Знакомство с фольклором
• В гости к нам пришли матрешки
• Чудесный русский сундучок
• Ярмарка
• Лавка ремёсел
• Бабушкина сказки
Знакомить детей с русским фольклором,
фольклором народов
Красноярского края,
с мастерами
художественных
промыслов, с творчеством местных писателей,
художников
Способствовать
общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом
Формировать
у детей навыки культурного
поведения
Старший дошкольный возраст
Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»
• Чудо - удное, диво–дивное (сказки, сказания и фольклор
народов Красноярского края)
• Мастера народных ремёсел
• Традиции русского народа
• Культурные и спортивные центры города
Календарно-обрядовые праздники
• Рождество
• Широкая масленица
• Пасха
Городские традиции
• День города
• 1 июня – день защиты детей
• Открытие новогодней ёлки
Взаимодействие с семьей
• Совместные физкультурные и музыкальные досуги
• Семейные традиции
• Фотовыставка «Как я провёл лето»
5. Знаменитые люди города и края
Задачи
Темы и формы работы
Дать представление о знаменитых людях Красноярского края, внесших большой вклад в культуру,
искусство, спорт, технические
достижения края.
Понимание созидательной роли
человека. Уважение к великим открытиям.
Младший и средний дошкольный возраст
Тема «Они прославили наш край»
• Кем быть?
• Знаменитые люди нашего города
Сюжетно-ролевые игры:
• Идем в театр (на концерт)
• Прогулки по улицам Красноярска
Продолжать
знакомить со
знаменитыми людьми
Красноярского края,
внесших
большой
вклад в культуру,
искусство, спорт,
технические
достижения края.
Понимание
созидательной роли
человека. Уважение к
великим открытиям.
Воспитывать
гордость за людей,
прославляющих
Красноярский край
Старший дошкольный возраст
Тема «Они прославили наш край»
•Они прославили наш край
Сюжетно-ролевые игры:
• Библиотека
• Выставочный зал
• На концерте
• В театре
Взаимодействие с семьей :
• Посещение выставок в музее имени В. Сурикова
• Посещение Красноярского планетария
3 этап. Заключительный
• Выставка продуктов детско-родительского творчества;
• Презентация проекта.