Шкиря Галина Владимировна
Образовательный проект «Формирование правильной осанки у детей» для дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение
«Детский сад № 160» г. Оренбурга
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Формирование правильной осанки у детей»
Вид проекта. Оздоровительно – информационный.
Руководитель проекта. Воспитатель первой категории Шкиря Г. В.
Сроки работы по проекту. Краткосрочный, рассчитан на 2 недели (10 ноября – 23 ноября)
Публикация «Образовательный проект „Формирование правильной осанки у детей“ для дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
Участники проекта. Дети 5 - 6 лет группы общеразвивающей направленности
№ 6, воспитатель, специалисты, родители воспитанников.
Проблема. Нарушение осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательная область. Физическое развитие.
Пояснительная записка. Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью населения России. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше, чем у 60% детей в возрасте 3 – 7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, можно заключить, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несет наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено, что физическое и психическое здоровье человека – непреходящая ценность, в настоящий момент, когда резко ухудшаются здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право н здоровье, на счастливую жизнь.
Актуальность. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятиях, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.
Цель. Формирование у детей навыков выработки правильной осанки и походки.
Задачи. Формировать у детей навыки ухода за телом.
Дать детям основные представления о строении и функциях тела.
Систематически закреплять навык правильной осанки у детей.
Вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки.
Осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата.
Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья.
Проводить работу по формированию правильной осанки у детей в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям дома следить за правильной осанкой детей, вместе заниматься спортом.
Развивать мышление, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Предполагаемый результат.
Дети должны получить первичные представления о строении скелета человека, строении человеческого тела и назначении внутренних органов, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
Различать понятия «часть тела» и «орган».
Показывать на схеме расположение некоторых внутренних органов.
Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Предварительная работа.
1. Рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах.
2. Ознакомление с литературными произведениями: А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Стёпу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
3. Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о…», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару» и прочее.
4. Разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Формы работы.
1. Двигательная деятельность.
1) утренняя гимнастика;
2) самомассаж;
3) статические позы после сна;
4) физкультурные минутки;
5) положение по вертикали;
6) упражнения для осанки;
7) ходьба по тропе здоровья;
8) прогулки (ежедневные);
9) закаливающие и оздоровительные мероприятия;
10) спортивные игры и развлечения;
11) подвижные игры;
12) пальчиковые игры;
2. Игровая деятельность.
1) дидактические игры «Собери из частей», «Лото», «Правильно – неправильно» и др. ;
2) сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья» и др.
3. Коммуникативная деятельность.
1) словесные игры «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови по - порядку» и др. ;
2) речь с движением
3. Познавательно - исследовательская деятельность.
1) ситуативные беседы;
2) решение различных проблемных ситуаций;
3) проведение опытов и экспериментов.
4. Продуктивная деятельность.
1) рисование на темы «Зимние виды спорта», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
2) лепка на темы «Дети на зарядке», «Олимпийский факел» и др.
3) аппликация на темы «Медали для победителей» и др.
5. Совместная деятельность с детьми.
Беседы, рассматривание иллюстраций, схем, дидактические игры, проигрывание различных ситуаций, игры в спортивном уголке, различные самомассажи, зарядки, индивидуальная работа по физкультуре в группе и на улице.
6. Партнерство с родителями.
Индивидуальные беседы с родителями.
Материалы по валеологии и ОБЖ в уголке для родителей.
Консультации для родителей «Здоровье детей в наших руках», «Проблема детского ожирения», «Утренняя гимнастика», «О пользе прогулок» и др.
Сбор народных, знахарских рецептов в сундучок «Бабушкины рецепты».
Родительское собрание «Как вырастить наших детей здоровыми, сильными и красивыми».
Папка – передвижка «Статические позы и упражнения для красивой осанки».
Анкетирование родителей.
Привлечение родителей к совместной работе по формированию у детей правильной осанки.
Семейные старты. Спортивное соревнование «Путешествие в страну Спорта и Здоровья».
Продукт проектной деятельности.
Схема расположения некоторых внутренних органов, дидактические игры, наглядный материал точечного массажа стопы, пальчиковая гимнастика, фотографии занятий, рисунки детей, сундучок «Бабушкины рецепты», модели занятий.
Перспективный план
Число Познавательная деятельность Цель Совместная деятельность
10 ноября ОД «Вот какой я»
Беседа «Доктор Кролик советует».
1. Ознакомление детей со строением тела человека.
2. Формирование у ребенка осознания своей половой принадлежности.
3. Воспитание желания вести здоровый образ жизни. Дидактические игры «Что есть у куклы»,
«Придумай предложение».
Сюжетно – ролевая игра «Прохожу медкомиссию для школы»
Рисование на тему
«Вот какой я».
Словесная игра «Назови ласково».
Упражнения для укрепления осанки.
11 ноября Беседа «Внешнее строение человека» 1. Ознакомление детей с функциями различных органов.
2. Формирование представления о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение.
3. Воспитание желания вести здоровый образ жизни. Дидактическая игра «Назови по – порядку».
Сюжетно – ролевая игра «Доктор».
Рассматривание иллюстраций в альбоме «Азбука здоровья».
Кроссворд «Как называются органы человека».
Упражнения для укрепления осанки.
14 ноября Эксперимен-тирование «Секреты скелета» 1. Ознакомление детей с функциями скелета.
2. Формирование представления об опорно-двигательном аппарате человека.
3. Воспитание у детей потребности в выполнении утренней гимнастики. Сюжетно – ролевая игра «Больница».
Рассматривание таблицы «Скелет человека».
Проведение эксперимента «Чем полезен кальций для костей скелета».
Упражнения для укрепления осанки.
15 ноября Рассказ воспитателя «Как движутся части тела» 1. Закрепление знаний детей о строении скелета человека. Ознакомление с отделами позвоночника.
2. Развитие мышления детей, памяти, познавательных способностей.
3. Воспитание желания вести здоровый образ жизни. Рассматривание схемы «Движение человека».
Самомассаж стопы.
Подвижная игра «Море волнуется».
Чтение стихотворения «Я маленьким был».
Сюжетно – ролевая игра «Перевязочный кабинет».
Упражнения для укрепления осанки.
16 ноября Развлекатель-ное мероприятие «Что, где, когда» 1. Обобщение и систематизация имеющихся знаний у детей о сохранении здоровья.
2. Формирование образного мышления.
3. Воспитание культуры поведения. Лепка на тему «Олимпийский факел».
Дидактическая игра «Лото. Полезные продукты».
Упражнения для укрепления осанки.
18 ноября Викторина «Витамины, полезные продукты и здоровый организм» 1. Закрепление знаний о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
2. Развитие мышления детей, памяти, познавательных способностей.
3. Воспитание желания вести здоровый образ жизни. Упражнения на релаксацию под музыку.
Дидактическая игра «Что нужно для здоровья».
Ситуативная беседа «Чем полезна каша на завтрак».
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».
21 ноября ОД «Чем опасно нарушение осанки» 1. Уточнение причин, которые могут вызвать нарушение осанки человека.
2. Формирование умения детей следить за своей осанкой.
3. Воспитание желания вести здоровый образ жизни. Упражнения для укрепления осанки.
Массаж спины.
Лепка на тему «Дети на зарядке».
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
22 ноября Физкультурный досуг «Как сделать осанку красивой» 1. Ознакомление с правилами сохранения и выработки правильной осанки.
2. Формирование умения детей следить за своей осанкой.
3. Воспитание желания вести здоровый образ жизни. Упражнения для укрепления осанки.
Рисование а тему «Папа, мама, я – спортивная семья».
Игры в спортивном уголке. Соревнования по прыжкам на скакалке.
Аппликация на тему «Медали для победителей».
23 ноября ОД «Осанка» 1. Закрепление знаний и умений детей по сохранению, укреплению и выработке правильной осанки. Закрепление знаний детей о позвоночнике, внешнем и внутреннем строении человека.
2. Формирование умения детей выполнять специальные упражнения для сохранения, укрепления и выработке правильной красивой осанки.
3. Воспитание у детей потребности вести здоровый образ жизни. Упражнения для укрепления осанки.
Загадки на тему «Осанка. Здоровье».
Дидактические игры «Собери из частей фигуру человека», «Море волнуется раз», «Правильная, неправильная осанка человека».
Изготовление схемы расположения некоторых внутренних органов.
7. Литература.
Чтение и обсуждение произведений с детьми.
«Азбука здоровья в картинках». К. Люцис (Москва, 2004 г.)
«Уроки Мойдодыра». В. В. Колебанов (Санкт-Петербург, «Акцидент» 1995)
Методическая литература.
«Школа здорового человека». Г. И. Кулик (Москва, 2006)
«Как сделать осанку красивой, а походку легкой» Н. Н. Сергиенко, Е. А. Бабенкова (Москва, 2008)
«Творим здоровье души и тела» Л. И. Латохина (Санкт – Петербург, 1997)
«ОБЖ» М. А. Фисенко (Волгоград, «Корифей», 2006)
«Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Л. И. Иванова (Москва, 2004)
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему «Осанка»
для детей 5 - 6 лет
Подготовила: воспитатель Шкиря Галина Владимировна.
Цель ОД
1. Обучение детей умению следить за своей осанкой, выполнять специальные упражнения для ее сохранения и укрепления.
2. Закрепление знаний детей о позвоночнике.
3. Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни.
4. Воспитание у детей бережного отношения к своему организму и здоровью.
Задачи ОД
1. Обучить детей умению следить за своей осанкой, выполнять специальные упражнения для ее сохранения и укрепления.
2. Закрепить знания детей о позвоночнике.
3. Развивать мышление, память, внимание.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему организму и здоровью.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Загадка:
«Двое ходят, бочку носят
Двое смотрят,
Двое болтаются
Один водит и приказывает. (человек)
2. Основная часть.
Игра «Собери из частей фигуру человека».
Игра «Назови ласково» :
Голова – головка, головушка
Рука – ручка, рученька
Нога – ножка, ноженька
Тело – тельце
Шея – шейка, шеечка
Спина – спинка
Плечо – плечико
Лицо – личико
Уши – ушки
Рот – ротик
Язык – язычок
В. -Дети, по моему, у нас в углу кто – то кряхтит. Да это же Баба-Яга. Что это ты сегодня такая невеселая?
Б. Я. –Спина болит, даже на метле летать не могу.
В. – Это, наверно, позвоночник у тебя разболелся. Этому горю, мы поможем. Посиди, да детей послушай.
Загадка:
В организме, что у нас?
Как для здания каркас?
Что нам в жизни помогает,
Став опорою для нас? (позвоночник)
В. – Посмотрите на картинку. Вот он наш позвоночник. Найдите каждый у себя позвоночник.
Кто знает, из каких отделов он состоит?
1) шейный отдел – он держит голову, благодаря ему мы можем поворачивать ее, наклонять. Найдите у себя шейный отдел. Поверните голову вправо, влево, вниз, вверх.
2) грудной отдел – от грудного отдела отходят ребра, которые защищают внутренние органы (сердце, легкие). Нащупайте у себя ребра.
3) поясничный отдел – помогает наклоняться, поворачивать, наклонять туловище вправо, влево. Наклонитесь вперед, назад.
4) крестцовый отдел – он поддерживает наш таз.
5) копчик.
В. – Ребята, чтобы позвоночник был крепким, здоровым нужно есть богатую витаминами
пищу, заниматься физкультурой, спать только на жесткой кровати, следить за своей осанкой
при ходьбе, когда сидишь, стоишь.
Массаж спины.
(Стихотворение рассказывает ребенок)
Мама Алеше твердит спозаранку:
- Леша, не горбись!
Следи за осанкой!
Он проследил бы за ней, но беда,-
Леша ее не встречал никогда!
Б. Я. – Я тоже не встречала осанку. Что такое осанка?
В. – Осанка – привычное, непринужденное положение тела человека во время ходьбы, сидения, стояния.
Посмотрите внимательно на картинку.
- Кто, ребята, мне подскажет,
Почему осанка Вити лучше, чем осанка Саши?
Какая спина у Саши? (сутулая) Как он держит голову? (опустил вниз) А как стоит Витя?
(прямо, голова приподнята).
Стихотворение:
Один осанист, крепок, строен,
А почему другой расстроен?
В. – Как вы думаете, почему расстроен Саша?
Б. Я. – Пусть ребята мне покажут, как надо правильно стоять.
В. – Посмотрите на другую картинку. Что делают мальчики?
Стихотворение:
Поднимайся, не ленись,
На зарядку становись.
В. – Как вы думаете, у кого будет красивая осанка, у того мальчика, который спит или который делает зарядку?
Игра «Море волнуется раз».
В. – А сейчас давайте рассмотрим еще одну картинку. Как сидит Саша? А как сидит Витя?
Ирочка, что хочется сказать Саше?
Стихотворение:
Не гнись, пожалуйста, дугой,
Сиди прямее, дорогой.
Б. Я. – А вы, дети, наверно, не умеете правильно сидеть?
В. – Давайте покажем Бабе-Яге, как надо правильно сидеть.
Дети рассматривают следующую картинку.
В. – Как вы думаете, в чем лучше носить учебники в портфеле или в ранце? Почему?
Стихотворение:
Когда идешь по улице,
Не надо, друг, сутулиться.
Б. Я. – Я, думаю, ваши дети не умеют правильно ходить. И правильно спать они точно не умеют.
В. – Дети, покажите, как правильно вы спите на кровати.
В. – Давайте ребята вспомним и еще раз расскажем Бабе-Яге, что нужно делать, чтобы осанка была красивой.
Дидактическая игра «Правильная и неправильная осанка».
Вывод:
1. Приучаться к правильному положению тела, когда спишь, стоишь, сидишь.
2. Спать на жесткой постели с плоской подушкой.
3. Выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины и живота.
4. Употреблять богатую витаминами пищу.
В. – А еще, Баба-Яга, мы покажем тебе упражнения, чтобы спина не болела.
Упражнения на релаксацию под музыку.
«Поза дерева». «Поза лебедя». «Поза перекрестка». «Поза скручивания».
3. Заключительная часть.
В. – Сегодня на занятии мы с вами не только играли, но и обсуждали очень важную тему – правильную осанку. Давайте каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, ходить, сидеть, лежать.
Б. Я. – Спасибо, ребята, что рассказали мне все про осанку. Теперь моя спина точно не будет болеть.
ПРИЛОЖЕНИЕ Массаж спины «Борщ»
«Чики-чики-чики-ща!
Вот капуста для борща. (похлопывание ладонями по спинке другого ребенка)
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки (постукивание ребрами ладоней)
Полголовки лучку, да зубок чесночку! (поколачивание кулачками)
Чики-чики-чики-чок! И готов борщечок! (поглаживание ладонями)