Ольга
Образовательный проект для детей старшей группы «Календарь экологических праздников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к ее ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Необходимое преодоление породили новое направление в образовании – экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Публикация «Образовательный проект для детей старшей группы „Календарь экологических праздников“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех уровней образования.
С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Использование проектной деятельности в экологическом образовании в дошкольных учреждениях, позволяет самостоятельно понять детям происходящие в природе - процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.
В ходе реализации проектной деятельности, дети приобретают новые знания об окружающей природе. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.
Актуальность экологического образования дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся чуткому отношению к природе, начинают любить свой край. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цвета, пейзажами родных мест. Кроме того, к такому процессу надо приобщать и значительную часть взрослого населения – воспитателей, родителей, учителей. Что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимают педагоги.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Цель:
- Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Формировать элементарные экологические знания и представления детей об экологические праздники;
-Формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;
-Вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством реализации совместного проекта;
-Разработать календарь экологических праздников, способствующий нравственно – экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации проекта предполагаются следующие этапы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап - Анализ психолого – педагогических походов по проблеме экологического образования детей старшего дошкольного возраста;
- Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста с целью выявления знаний о природе; приложение 1
- Методика «Лес благодарит, и сердиться» с целью определения уровня ценностного отношения к жизни живых объектов природы; приложение 2
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование родителей воспитанников старшей группы с целью выявления на отношение к природе; приложение 3
- Диагностика родителей воспитанников старшей группы, с целью на выявление знаний экологических праздников; приложение 4 Февраль - июнь Воспитатели, родители
Основной этап Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов:
-Беседа на тему: «День заповедников и национальных парков»; приложение 5
- «Птицы нашего края»; приложение 6
- Чтение худ. литературы «Поющий кит» Ирис Ревю;
-Рассказ педагога «Невидимые ниточки природы»; приложение 7
- Рисование на тему «Кто сказал мяу?», выставка рисунков; приложение8
- Акция «Зеленый мир деревьев»;
- Просмотр мультфильма про дельфина «Цветик - семицветик»;
-Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие»; приложение 9
- Слушание музыкальных произведений: «Звуки природы», Эрио Марикони «Капли дождя», Т. Гуляева «Юные спасатели природы», «Планета с именем Земля»,
-Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает»; приложение 10,
- «Земля, вода, огонь, воздух»; приложение 11
- Проведение опыта «Почва - живая земля!»; приложение 12
- Акция «Покорми бездомное животное»;
- Рассказ возникновения праздника «Синичкин день»; приложение 13
Самостоятельная деятельность детей:
- Раскрашивание раскрасок;
- Рисование цветов «Цветок для мамы»;
- Дидактическая игра
ООД:
Познавательное развитие:
- «В гостях у природы»; приложение 14
- «Для чего нужно солнце?»; приложение 15
- «Наш дом – природа!»; приложение 16
Проектная деятельность детей: «Волшебная водичка»; приложение 17
Взаимодействие с родителями:
- Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»; приложение 18
- Акция «Посадим дерево вместе»;
Обогащение предметно развивающей среды:
-Иллюстрации (Сезонные изменения)
- Коллекционирование (камней)
Заключительный этап Презентация «Календарь природы»;
Ожидаемые результаты проекта:
-Сформированность элементарных экологических знаниях и представлениях детей об экологических праздниках;
-Сформированность чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;
-Мотивационная готовность родителей к образовательной деятельности, в процессе реализации совместного проекта;
-Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает календарь экологических праздников.