Татьяна Смирнова
Образовательный проект для детей средней группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект для детей средней группы
«Насекомые»
Вид проекта : творческий практико-ориентированный.
Целевая группа : педагоги, дети 4 – 5 лет, родители.
Ресурсы для реализации проекта : методическая литература, детская художественная литература, детские энциклопедии, наглядные пособия, д/игры, интернет – ресурсы, детские презентации по теме.
Сроки реализации: май - июнь
Публикация «Образовательный проект для детей средней группы „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: недостаточные (часто ошибочные) представления детей о насекомых. Резкое деление детьми представителей мира насекомых на полезных и вредных. Отсутствие у взрослых интереса к наблюдениям в живой природе, желания и умения приобщить своего ребёнка к познанию объектов природы.
Цель проекта : расширение представлений детей о наиболее ярких представителях мира насекомых. Привлечение родителей к развитию познавательных интересов ребёнка.
Задачи проекта :
• Формирование познавательного интереса к жизни насекомых.
• Знакомство с особенностями внешнего вида и поведения муравья, бабочки, божьей коровки, кузнечика, пчелы, мухи, стрекозы.
• Расширение первоначальных представлений детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее - летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся».
• Формирование умения безопасного поведения при встрече с некоторыми представителями насекомых.
• Создание условий для активного использования детьми своих представлений и знаний о насекомых в творческой деятельности.
• Воспитание бережного отношении я к природе.
• Привлечение родителей к оказанию помощи в реализации проекта, формирование у них потребности в совместной с детьми поисково-познавательной деятельности.
Предполагаемые результаты:
• Дети умеют вести наблюдение за насекомыми.
• Дети различают способы передвижения насекомых : бабочки, муравья, стрекозы, божьей коровки, кузнечика, мухи, комара, пчелы, осы.
• Умеют различать и называть по внешнему виду и поведению муравья, бабочку, божью коровку, кузнечика, пчелу, муху, стрекозу.
• Дети знают жизненный цикл бабочек.
• Дети знают ядовитых насекомых нашего края и знают правила безопасного поведения при встрече с ними.
• Дети бережно относятся к природе.
• Дети рисуют, лепят, конструируют, раскрашивают насекомых.
• Оформление выставки совместных детско-родительских работ «Мир насекомых».
• Подборка книг для библиотечки семейного чтения на тему «Детям о насекомых».
• Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.
Итоговое мероприятие проекта : Как найти дорожку? (по сказке В. Берестова)
План реализации проекта :
1 этап Определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.
Однажды на прогулке дети увидели паука. Ярослав сказал: «Это насекомое». Аня сказала: «Паук, это не насекомое, а паукообразное – я по телевизору смотрела». Влад сказал: «Пауки вредные их надо уничтожать». Лиза сказала: «Природу надо беречь». Татьяна Васильевна спросила: «Ребята, вы хотите узнать: Кто такие насекомые? Полезные или вредные? Как передвигаются? Какие с ним происходят превращения? Что общего между бабочкой и гусеницей? Почему в народе говорят, «назойливый, как муха», «трудолюбивый, как муравей»?
Перед нами встал вопрос, где можно узнать о насекомых? Влад сказал, что можно посмотреть энциклопедию. Ваня решил спросить у папы. Аня предложила посмотреть телевизор. Вика, сказала, что в нашей библиотечке есть книги о природе. Артём предложил узнать о насекомых в интернете. Надя предложила понаблюдать за насекомыми на прогулке. Татьяна Васильевна предложила пригласить в гости своих родителей и нашего старого знакомого – лесовичка и рассказать им о насекомых.
Мероприятия:
- индивидуальные беседы с родителями: «Задаёт ли ваш ребёнок вопросы о насекомых? Любите ли вы сами наблюдать за насекомыми? Интересен ли для вас мир насекомых?»
- общение с детьми «Назови, каких ты знаешь насекомых. Почему муху отовсюду прогоняют? Чем похожи и чем отличаются бабочка и пчела? Как называется дом муравья?»
- подбор методической литературы
- выбор методов и приёмов для решения проблемы
2 этап Реализация проекта.
Мероприятия:
• наблюдение на прогулке за насекомыми;
• рассматривание энциклопедии;
• чтение детям произведений: В. Усачёв «Божья коровка», «Жучок», Э. Мошковская «Кузнечик», Э. Шим «Жук на ниточке», А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить!», В. Пальчинскайте «Муравей», К. Чуковский «Муха - Цокотуха;
• загадывание загадок о насекомых;
• беседы: «Как определить насекомое», «Почему говорят, что «муравью роса – ливень», «Как насекомые двигаются», «Насекомые в саду и огороде»; «Почему насекомые прячутся?» «Где живут насекомые?» «Трудолюбивые насекомые».
• речевые игры: «Кто больше назовёт действий?» (Что умеет делать божья коровка? – ползать, летать, смотреть, расправлять крылышки, есть тлю, подниматься по стеблю, сидеть на листике). Что умеет делать муравей? – бегать, таскать груз, строить муравейник, подниматься по дереву, спускаться); «Назови, какой»; «Отгадай и назови»; «Летает – не летает»;
• прослушивание и пение песни В. Шаинского и Н. Носова «В траве сидел кузнечик»;
• рассматривание набора предметных картинок С. Вохринцевой «Насекомые»;
• дидактические игры: «Найди пару», «Будь внимательным!», «Похожи – не похожи», «Четвёртый лишний», лото «Насекомые», «Хорошо – плохо», «Кто, где живёт?», «Муравьишки» (с блоками Дьенеша);
• работа по мелкой моторике: «Угадай, кто спрятался» - разглаживание бумажных комочков с контурным изображением насекомых; выкладывание контура бабочки из пуговиц на пластилиновой основе;
• рисование «Божья коровка в траве», лепка «Кто живёт в траве?», аппликация с элементами рисования «Этот маленький жучок…», конструирование из бумаги «Божья коровка», индивидуальные работы по рисованию «Бабочки - красавицы»; раскрашивание раскрасок «Насекомые»;
• разучивание физкультминуток: «Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики!», «Бабочка летала, над цветком порхала»;
• пальчиковая игры «Насекомые», «Божья коровка»;
• п/и «Медведь и пчёлы», «Поймай комара», «Бабочка и цветы».
Взаимодействие с родителями:
• индивидуальное общение с родителями «Какие энциклопедии о насекомых будут интересны детям 4 – 5 лет»;
• рекомендации родителям по организации наблюдений с детьми за насекомыми;
• подбор для родителей библиотечки семейного чтения по теме «Детям о насекомых»;
• организация выставки совместных детско-родительских поделок на тему «Мир насекомых»
• совместное рисование детей и родителей мелками на асфальте во время вечерней прогулки «Шестиногие малыши – насекомые».
3 этап Проведение итогового мероприятия «Как найти дорожку» (по сказке В. Берестова, подведение итогов, презентация проекта.
Итоги проекта :
• Дети заинтересованно наблюдают за насекомыми, рассматривают иллюстрации с их изображениями, рассказывают родителям о своих впечатлениях.
• Дети различают и называют муравья, бабочку, божью коровку, кузнечика, пчелу, муху, стрекозу.
• Дети знают и выполняют правила безопасного поведения при встрече с некоторыми насекомыми.
• Повысился познавательный интерес детей и родителей к миру насекомых, особенностям их жизнедеятельности.
• Родители участвуют в мероприятиях проекта, многие из них приобрели для своего ребёнка детские энциклопедии о насекомых.
• Развивающая среда группы пополнилась наборами предметных картинок «Насекомые», «Как растёт живое?», альбомом «Жизнь насекомых», детской презентацией «Удивительный мир насекомых», дидактической игрой «Лото. Насекомые», «Кто где живёт?», коллекция «Такие разные насекомые».