Юлия Сырцева
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Мой любимый город Челябинск»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Мой любимый город ЧЕЛЯБИНСК»
Сырцева Юлия Викторовна
Актуальность проблемы.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа; пополнение знаний детей о родном городе, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Публикация «Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы „Мой любимый город Челябинск“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Челябинская область, Челябинск
- Темочки
Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта является приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Практическая значимость проекта предусматривает тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом.
Итоговым результатом проекта является презентация уголка в группе «Мой любимый город Челябинск».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом,
составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе,
занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали, лепили,
совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи проекта:
формировать системные представления об истории города Челябинска;
осуществлять ознакомление дошкольников с культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
приобщать детей к народной культуре через народные праздники, традиции, быт и устное народное творчество;
развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
воспитывать чувство гордости за своих земляков; любовь к родному городу и гордость за его славное прошлое.
закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, побуждать свободно, мыслить, фантазировать.
Ожидаемый результат:
Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данных целей и задач, приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры родного края, города, применение полученных знаний в продуктивной деятельности дошкольников.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный (с сентября по май)
Первый этап – подготовительный.
Изучение теоретических вопросов проблемы.
Второй этап – основной.
1. Разработка схемы реализации проекта через разные виды детской деятельности (приложение №1).
2. Разработка конспектов НОД.
3. Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);
4. Создание, оснащение и оформление уголка по краеведению.
5. Сбор и оформление наглядного материала.
6. Работа с родителями
Третий этап – заключительный.
1. Представление уголка по краеведению «Мой любимый город Челябинск».
Формы и методы работы с детьми
НОД, беседы
Чтение художественной литературы
Слушание аудио. Просмотр видео
Викторины, досуги
Дидактические, с/ролевые игры и т. д.
Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
Формы и методы работы с родителями
Консультации
Родительские собрания
Конкурсы
Тематические праздник
Целевые прогулки к достопримечательностям города
Предполагаемые результаты:
Дети:
Повышение уровня знаний детей о родном городе, его достопримечательностях;
активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
воспитание нравственно- патриотических чувств к истории, культуре, природе родного города.
Воспитатели:
разработка конспектов НОД;
практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители:
повышение интереса к работе ДОУ;
активное участие в конкурсах, выставках;
помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок;
фото - выставка совместно с родителями «Наш любимый город»;
Игра – викторина «Знатоки родного города»;
Предметно-развивающая среда:
создание уголка по краеведению «Мой любимый город Челябинск
в книжном уголке – размещены коллекции открыток и фотографий «Наш Челябинск», подобраны стихотворения, в которых упоминается название города. Материал меняется в зависимости от изучаемых тем.
в изо уголке – размещены репродукции Уральских промыслов: «Каслинская роспись», «Урало – сибирская роспись»…
в уголке дорожного движения – макет одной из улиц нашего города.
в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Приложение №1
Схема реализации проекта через разные виды детской деятельности
Виды детской деятельности
НОД: «Достопримечательности города Челябинска», «Промышленность родного города», «Памятники архитектуры в нашем городе», «Современная архитектура города»
Экскурсии к достопримечательностям города.
Оформление альбома «Достопримечательности города Челябинска»
Рассматривание фотоальбома «Старинный и современный Челябинск», «Природные и культурные объекты города», «Наши земляки»
Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город- Челябинск».
НОД: Творческое рассказывание по тему «Мой любимый город», «Каким я представляю город в будущем».
Ситуативный разговор «Как и кем создавался и строился город?», «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?»
Слушание рассказов «История возникновения города», «районы города», «Герб города Челябинска», «Челябинск православный».
Беседы: «Улицы родного города», «Творчество наших земляков», «Река Миасс»
Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, загадки)
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Профессия моих родителей», «Строители»
Дидактические игры: «Разукрась герб»,
«Собери памятник Челябинска», «Узнай памятные места города»
Физкультминутка: «Мы по улице идём».
Подвижное упражнение: «Люблю по улицам гулять».
Подвижные игры: «Машины на нашей улице».
Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города».
Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Найди нужный знак», «Законы улиц и дорог», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука», «Подбери знак», «Дорожное лото».
Ситуативный разговор: «Как вести себя в общественных местах?»
Разучивание песен о родном городе
Рисование «Наш детский сад», «Город, в котором я живу», «Моя семья».
Аппликация «Дома на нашей улице», «Город вечером»,
Моделирование макет «русская изба»
Список литературы:
1. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. : Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
5. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
7. Авдеева Е. В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Богомолова М. И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М. : Просвещение, 1988.
9. Гаранина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика. /Под ред. В. И. Логиновой, Т. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1980.
11. Жарикова А. Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М. : Просвещение, 1980.
12. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С. А. - М. : Просвещение, 1990.
13. Козлова С. А. «Воспитание патриотических чувств. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н. Ф. Виноградовой, - М. : Просвещение, 1980.
14. Никонова Л. Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн. : Народная асвета, 1989.
15. Никонова Л. Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн. : Народная асвета, 1991.
16. Панасенко Г. И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.
17. Панько Е. А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн. : МПИ, 1984.
18. Чечет В. В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн. : народная асвета, 1997.
19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.
Челябинск: Взгляд. 2007.
20. Чечет В. В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн. : народная асвета, 1989
21. О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М. : ООО «Издательство скрипторий
2003». 2006.
22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л. В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.
23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. -сост. Е. С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт. -сост. В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т. С. Комаровой. М. : Педагогическое общество России, 2005.