Ольга Мамонтова
Образовательный проект «Билет в будущее. Знакомство с профессиями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»
Апшерони А.
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.
Публикация «Образовательный проект „Билет в будущее, Знакомство с профессиями“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Актуальность.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на:
-выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста к разным видам деятельности;
-обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Данные направления определили цель и задачи инновационного образовательного проекта «Билет в будущее», который проецируется на все образовательные области, структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Организация работы над проектом строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в
течение отведенного времени на реализацию проекта.
Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным, познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с родителями.
Цель проекта : повышение уровня проектировочных умений педагогов, формирование профессионально-личностной готовности педагогов к работе с детьми в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта :
Для педагогов:
• Формировать мотивационную готовность педагогов к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
• Совершенствовать профессиональный уровень педагогов, реализуя в практической деятельности технологию «Метод проектов»
• Создать условия для реализации проекта.
• Развивать у педагогов способность генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
• Оптимизировать условия по сопровождению образовательного процесса в группах педагогами-специалистами, через использование информационных ресурсов и технологий, реализуя принцип интеграции.
Для детей:
• Формировать у детей познавательную активность через совместную образовательную деятельность взрослого и детей в режимных моментах.
• Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат).
• Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека.
Для родителей:
• Привлечь родителей, как непосредственных активных участников проекта
Для социальных партнё ров:
• привлечь работников детского сада и социум села к взаимодействию с детьми;
• закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей;
• расширить и уточнить представления о профессиях людей, работающих в нашем селе.
Вид проекта : средней продолжительности (4 месяца)
Тип проекта : образовательный
Этапы проекта.
Организационный (сентябрь) : подготовить методический инструментарий, создать условия в группах.
Содержательный (октябрь, ноябрь) : применение технологии «Метод проектов» в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, поэтапная разработка и реализация 12 подпроектов, вовлечение родителей в качестве участников проекта
Результативный (декабрь) : результативность работы по теме проекта, перспективность
Участники проекта :
педагоги дошкольной организации;
воспитанники детского сада 3-7 лет;
родители.
Основные формы реализации проекта :
инновационная деятельность;
методическая работа;
наставничество;
сопровождение инновационных проектов педагогов;
активные формы обучения с детьми: ситуативные беседы, игровые обучающие ситуации, познавательно-развлекательные досуги, решение проблемных игровых ситуаций, викторины, целевые прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры, презентации.
взаимодействие с родителями: ролевые игры, тематические консультации, семейные гостиные, анкетирование, презентации.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности, используемые в проекте : познавательно- исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Продукты проектной деятельности :
презентация проекта «Билет в будущее»;
12 разных по тематике и продолжительности познавательных подпроектов, которые внесены в комплексно-тематическое планирование образовательного процесса;
12 виртуальных музеев по значимым профессиям нашего села;
видеоролики «Профессии моих родителей».
выставка совместных работ детей и родителей по проекту «Билет в будущее. Профессии»;
конспекты НОД по тематике проекта.
картотека дидактических игр
Прогнозируемые результаты.
Реализация проекта позволит педагогам :
повысить уровень профессионального мастерства, освоив технологию проектирования;
работать в творческом режиме, интегрируя свою деятельность с деятельностью коллег в рамках проекта;
создать условия для эффективного познавательного развития дошкольников, расширив предметно-развивающую среду;
сформировать устойчивый интерес детей к познанию окружающего мира, осмыслить связи между предметами и явлениями;
применить тему проекта в разных видах деятельности;
объединить родителей и педагогов в разных видах деятельности;
создание условий для профессионального развития педагогов ДОО в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада.
Этапы реализации практико-значимого проекта «Билет в будущее»
• продолжение знакомства детей с понятием «профессия»;
• развитие коммуникативных навыков;
• активизация употребления в речи названий профессий, и их особенностей;
• развитие умения использовать разные части речи.
Формы работы над проектом :
для педагогов:
• создание тематической подборки (картинки и наглядно - демонстрационный материал, презентации) по теме «Профессии»;
• составление картотеки дидактических игр «В мире профессий»;
• подготовить консультации для родителей по темам: «Профессии»;
• подготовить план экскурсий по теме «Профессии»;
• в рамках проекта «Музыкальная гостиная» подготовить и провести вечер досуга «Творческие профессии»;
• разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Профессии»;
• оформить результаты проекта для родителей в форме плакатов и клипа;
• анкетирование родителей по планированию продолжения работы над проектом.
для родителей:
• беседы о профессиях в домашней обстановке;
• подготовка рассказа о любой из профессий;
• подготовка совместных с детьми работ по итогам проекта (фотографии, видеоролики, плакаты).
Формы проведения итоговых мероприятий:
Организация выставки (возможно, виртуальной) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий;
Проведение фестиваля чтецов «Калейдоскоп профессий»;
Презентация проекта «Билет в будущее»
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
• формирование навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
• пополнение лексики воспитанников;
• расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
• успешное взаимодействие со своими детьми;
• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Для педагога:
• создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
• совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
• внедрение новых методических разработок в педагогическую работу.
Для социума:
• Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию позитивного отношения к труду взрослых в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и социальных институтов района;
• обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района о деятельности ДОО.
Для того, чтобы наши дети были разносторонне развитыми, нужно в разных формах давать им познавательный материал. Вопрос выбора профессии поднимается уже в начальной школе. Поэтому и в дошкольный период стоит знакомить детей с различными профессиями, тем самым мы обращаем внимание воспитанников и на уважение личности родителей, педагогов, на историю семьи, города и страны