Лидия Таранченко
Образовательный проект «Иголочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор и руководитель проекта :
воспитатель I квалификационной
категории МАДОУ «Детский сад № 70
компенсирующего вида» г. Перми
Таранченко Лидия Александровна
Тип проекта : практико-ориентированный, социально-личностный.
По срокам реализации: краткосрочный.
Срок реализации - 2 месяца: ноябрь и декабрь 2013 г.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Целевая группа проекта : дети подготовительной к школе группы, родители.
Масштаб проекта : 46 человек.
Публикация «Образовательный проект „Иголочка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Образовательные области (доминирующие) – «Труд», «Познание».
Интеграция с образовательными областями : «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Физическая культура».
Проблема: низкий уровень развития мелкой моторики рук; низкий уровень подготовки руки к письму.
Мелкая моторика - это точные движения не только кистями, но и пальцами рук. Развитие моторики рук у детей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Развитие мелкой моторики влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей. Мелкая моторика рук играет значительную роль при овладении письмом.
Цель: обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда.
Задачи:
• совершенствовать речевую культуру через ознакомление со швейными принадлежностями, с техникой шитья, правилами работы с иголкой;
• формировать предпосылки поисковой деятельности;
• развивать фантазию, эстетическое восприятие, память, воображение, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания - это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению).
• содействовать выработке гибкости и точности движений руки, глазомера, чувства ритма.
• развивать коммуникативные навыки и умения.
• содействовать активному участию родителей в процессе трудового воспитания.
Оснащение для реализации проекта :
• Тонкий картон разного цвета (несколько листов для каждого ребёнка на выбор)
• Шкатулки, игольницы по количеству детей
• Иглы с большим ушком и толстым концом по количеству детей
• Нитки разного цвета и разной фактуры, толщины (наборы для каждого ребёнка
• Пуговицы крупные с 2-мя и 4-мя отверстиями, пуговицы мелкие (разные)
• Ткань: драп 10х20 см разного цвета по количеству детей
• Игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевая игра «Ателье»
• Детская литература по теме проекта
• Иллюстративный материал, фото-материал (альбомы, буклеты и т. д.) в соответствии с содержанием проекта.
Содержательная часть проекта
I. План реализации проекта
Ноябрь 2013 г.
1-я неделя
Задачи: продолжать учить детей внимательно слушать; отгадывать загадки; развивать психические и познавательные процессы такие, как внимание, воображение, память, восприятие
• Беседа на тему «История швейной иглы».
• Заучивание стихотворения Л. Скоробогатова «Иголка» и загадывание загадок.
.
2-я неделя
Задачи: познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды, расширить кругозор, воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание самим шить. Обогащать словарь детей словами: швея, шить, штопать.
• Подв. игра «Ниточка – иголочка»
• Чтение произведения Н. Н. Носова «Заплатка»
3-я неделя
Задачи: познакомить детей со швейными принадлежностями, с правилами безопасности при работе с ними. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Обогатить словарь детей словами: наперсток, ушко, острый конец иглы, клубок, моток, катушка.
«Волшебные помощники» - правила работы с иголкой :
• Нитку зубами не откусывать.
• Игла всегда должна быть с ниткой.
• Передавать иглу товарищу только тупым концом и с нитью.
• В игольнице игла должна быть вколота в ткань и закреплена.
4-я неделя
Задачи: учить детей внимательно слушать произведение; понимать содержание, отвечать на вопросы.
Сказка Л. Курзаевой «Серебряная иголочка»
Декабрь 2013 г.
1-я неделя
Задачи: Продолжать учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику пальцев;
Учить выполнять шов «вперед иголку» в соответствии с дырочками в картоне.
Формировать аккуратность, старание, усидчивость.
Воспитывать желание помочь товарищу.
Упражнение «Мышкина дорожка».
2-я неделя
Задачи: Упражнять в умении вдевать нитку в иголку, соблюдая правила безопасности;
Продолжать учить детей выполнять шов «вперед иголку», в соответствии с дырочками в картоне;
Развивать фантазию, воображение, аккуратность.
Чтение произведения А. Г. Костецкого «Взяла иголку галка»
«Вышивание» предметных картинок.
3-я неделя
Задачи: учить детей ровно и красиво прокалывать ткань и пришивать пуговицу. Развивать координацию движений. Развивать старательность, аккуратность и терпение.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» :
пришивание пуговицы с двумя отверстиями; пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. (Создание игровой ситуации).
4-я неделя
Задачи: воспитывать желание помочь «братьям меньшим»; развивать цветовые ощущения, фантазию, воображение; развивать умение доводить начатое дело до конца.
Чтение произведения М. Каткова «Ёж, который потерял иголки».
Пришивание пуговиц на лоскут ткани из драпа в форме ежика.
II. Советы родителям:
Иголка… Как научить ребенка пользоваться этим опасным предметом? Почему не следует её отбирать?
Каждый раз «отбирая» что-то безумно интересное и важное у малыша, мы рискуем подавить интерес к окружающему миру у своего ребенка, а также желание чему-либо учиться. А строгие запреты – порождают еще больший интерес и лучше бы, чтобы ребенок знал правила пользования предмета, и понимал, как опасно то, что он сейчас держит в руках.
Когда можно научить шить?
1. Когда есть интерес.
2. Когда есть элементарное понимание того, что с иглой нужно делать (как держать, к чему прикладывать и куда направлять).
3. У ребенка быть осознание того, в чем опасность пользования.
Обязательно нужно давать ребенку практическое задание, которое может заинтересовать его.
Привить навыки шитья шестилетнему ребенку, можно в процессе игры, а значит, обучение окажется не только интересным, но и творческим
Чтобы шить было безопасно, нужно купить толстую иглу с тупым концом и желательно с большим ушком.
Для первых занятий подойдет не ткань, а тонкий картон. Лист картона держится в руке ровно, не падает вниз и не облегает руку, он не выскальзывает от прокола иголкой, что увеличивает безопасность рукоделия.
Все нужно показать и объяснить ребенку. Вначале давать шить строго под контролем. Объяснить: где острый конец иглы, где ее ушко, какие их функции.
Показать, как нужно шить, очередность движений иголкой, рукой, как следить за нитью. Затем, можно купить пяльцы и натянуть туда ткань, их удобно держать в руке.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
1. Дети успешно адаптируются к школьному обучению, стают более коммуникабельными.
2. Руки подготовлены к письму.
3. Сформированы представления о труде в ателье; профессиях - швея, закройщица.
4. Сформировано осознанное, бережное отношение к своему здоровью (соблюдение техники безопасности).
5. Приобретен положительный опыт работы с иголкой (могут пришить оторванную пуговицу, зашить что – либо, или даже украсить свою одежду, что очень важно, особенно для девочек)
Перспектива проекта
Обучение детей разным техникам вышивки в рамках проекта «Рушничок».
Литература:
1. Л. Скоробогатова «Иголка»
2. Н. Носов «Заплатка»
3. М. Катков «Еж, который потерял иголки»
4. Л. Курзаева «Серебряная иголка»
5. А. Костецкий «Взяла иголку галка»
6. Загадки.