Получи документы

Образовательный модуль по познавательному развитию «Приобщение к культурному наследию Прибайкалья»

Гурома Виктория Алексеевна
Образовательный модуль по познавательному развитию «Приобщение к культурному наследию Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательный модуль по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья"

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы обеспечения качества данного уровня образования при сохранении самоценности дошкольного детства как одного из важнейших этапов в жизни человека.

Публикация «Образовательный модуль по познавательному развитию „Приобщение к культурному наследию Прибайкалья“» размещена в разделах

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, которая характеризуется постоянной готовностью к деятельности. Поэтому дети дошкольного возраста свои поисковые действия всегда направляют на получение новых впечатлений об окружающем мире. Они – деятели от природы, поэтому с возрастом их познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение привычного образа мира. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, его отношениях с окружающими людьми, о том как строить целесообразные отношения с ними, о видах деятельности человека, о видах деятельности человека, о чувствах и взаимоотношениях в социуме. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Для успешного освоения данного направления в конкретной образовательной области «Познавательное развитие» разработан образовательных модуль по приобщению к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья детей старшего дошкольного возраста.

Данный образовательный модуль реализует образовательную область «Познавательное развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования. Модуль ориентирован на использование учебно-методического комплекта и методических пособий ООП ДО, рассчитан на изучение трех блоков, которые реализуются в течении трех месяцев, время изучения одного блока - один месяц.

Целью образовательного модуля является приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья детей старшего дошкольного возраста. Образовательный модуль решает следующие задачи:

1. Способствовать формированию элементарных представлений о быте и традициях коренных жителей Прибайкалья у детей старшего дошкольного возраста.

2. Способствовать расширению представлений в внешнем виде и национальных костюмах народов Прибайкалья.

3. Развитие у старших дошкольников интереса к русскому народному творчеству и этнокультурному фольклору других народов.

Образовательный модуль строится с учетом следующих принципов по подборке О. В. Толстиковой:

Доступности – соответствия требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепции модернизации образования.

Функциональности – расширения и обобщения полученных ранее знаний.

Региональности – учета природных особенностей Прибайкалья, его исторических, культурных традиций.

Научности – УМК основывается на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалах по краеведению.

Адресованности – УМК ориентирован на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с основами краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного города, края, их достопримечательностями, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т. д.

Интеграции образовательных областей - задачи одной из образовательных областей осуществляются при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.

Коммуникативно-деятельностного подхода - реализации содержания образования через разные виды деятельности детей.

Комплексно – тематического построения всего образовательного процесса, что предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Его назначение уйти от жесткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребенка.

Культуросообразности - воспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями, с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Деятельностной подход, предлагаемый для освоения ребенком содержания образовательного модуля, опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского освоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Планируемые результаты освоения содержания образовательного модуля

проявляет интерес к родному краю, к изучению озера Байкал, знакомству с его обитателями; к событиям прошлого и настоящего, к изучению коренных жителей Прибайкалья, их традиций, обычаев, образа жизни; к истории освоения Прибайкалья; к знакомству с достопримечательностями и памятными местами Иркутска, его истории; к результатам деятельности выдающихся людей Прибайкалья; задает вопросы, в том числе морального содержания; организует игры;

испытывает чувство гордости за свой край, за жителей Прибайкалья, за достижения людей, прославивших Прибайкалье; формируются представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я – житель Прибайкалья», «Я – иркутянин»; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения сибирских авторов, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов писателей Прибайкалья; чувствует красоту природы Прибайкалья и красоту произведений искусства и эмоционально откликается на них;

имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, бережно относится к родному городу и к природе Прибайкалья; с уважением относится к представителям разных народностей, к традициям и обычаям народов Прибайкалья;

овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности:

o личностными (формирование познавательного интереса, интереса к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, формирование адекватной самооценки, формирование внутренней позиции будущего школьника, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении, представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я – житель Прибайкалья», «Я – иркутянин»);

o регулятивными (слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу, понимать выделенные педагогом ориентиры в изучаемом материале, действовать по образцу, совместно с педагогом оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, контролировать свою деятельность по результату);

o познавательными (понимать знаки, символы, схемы, модели, используемые процессе изучения темы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей);

o коммуникативными (принимать участие в работе группы, договариваться, использовать в общении правила вежливости, задавать вопросы и отвечать на вопросы, строить понятные для партнера высказывания, формулировать собственное мнение и позицию, принимать позицию и мнение другого);

овладевает необходимыми умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и т. д., для осуществления разных видов детской деятельности: пересказывает произведения сибирских авторов, сказки народов Прибайкалья; может выразительно исполнить произведения (песни об Иркутске, стихотворения сибирских авторов).

Образовательный модуль «Приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья» включает в себя следующие блоки для детей старшего дошкольного возраста:

1. Край, в котором я живу

2. Этнокультурные традиции Эвенков

3. Быт и традиции Бурятского народа

Описание образовательных областей и культурных практик

Варианты культурных практик согласно содержанию образовательного модуля :

1. Совместная игра детей и педагога направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим, условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы готовим атрибуты для тематических праздников народов Прибайкалья», «Мы изготавливаем макет национального жилища Бурятского народа - Юрты» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

3. Чтение художественной литературы (По следам древних культур Забайкалья / отв. ред. П. Б Коновалов. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1983. – 151 с. ; Праздники народов России : энциклопедия. – Москва : РОСМЭН, 2002. – 103 с. : цв. ил. – (Энциклопедия); Бурятские волшебные сказки / [составитель Александр Михайлов]. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2013. – 215 с. : ил. ; Бурятские пословицы / иллюстрации В. Э. Урбаханова. – [Б. м. : б. и. ], [2011]. – 31 с. : цв. ил.).

Тематические разделы образовательного модуля «Приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья» включает в себя следующие блоки для детей старшего дошкольного возраста:

1. Край, в котором я живу

1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

2. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.

4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Прибайкалья.

5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.

2. Этнокультурные традиции Эвенков

1. Развивать интерес детей к культуре Эвенкийского народа (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

2. Способствовать формированию элементарных представлений о быте и традициях Эвенкийского народа у детей старшего дошкольного возраста.

3. Расширять представления в внешнем виде, национальных костюмах и украшениях Эвенков.

4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

3. Быт и традиции Бурятского народа

1. Познакомить детей с народной культурой прошлого, с национальными орнаментами и их предназначением.

2. Формировать представления о национальной одежде бурят, о том, что народный костюм – отражение национальной культуры народа.

3. Воспитывать интерес и уважение к традициям, обычаям бурятского народа.

4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Формы, методы и средства реализации модуля

Средства обучения

1. Учебно-наглядные пособия:

Изображение флага и герба Иркутской области;

• Иллюстрации и фотографии с изображением коренных жителей Прибайкалья (традиционные жилища, предметы домашнего обихода, мужские и женские национальные костюмы, музыкальные инструмента и пр.);

• Видеоролики с представлениями национальных праздников, традиционных обычаев, уклада жизни, творчество и искусство).

2. Оборудование и игрушки

• Куклы в национальных костюмах;

• музыкальные инструменты;

• предметы быта народов Прибайкалья;

• костюмы и инструменты разного ремесла;

• Продукты творчества (поделки, вышивки, игрушки, куклы, книги и пр.).

Основные «необходимости» каждого дня, рекомендованные в исследованиях Спажниковой О. Г., Солнцевой О. В. :

индивидуальный диалог с каждым ребенком;

совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

чтение или рассказывание;

дидактические упражнения, развивающие игры;

творческие игры;

наблюдения (в группе, на воздухе);

труд (различные виды);

художественно-продуктивная деятельность;

музыка;

познавательная пятиминутка.

Принципы использования средств обучения:

1. учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

2. гармоничное использование разнообразных средств обучения : традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

3. учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.);

4. сотворчество педагога и обучающегося;

5. приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

В процессе реализации программы используются следующие методы и формы работы:

методы:

наглядный – используется во время наблюдений; рассматривания иллюстраций, открыток, репродукций, предметов; в ходе экскурсий, целевых прогулок; при проведении дидактических игр; моделирования сказок;

словесный – наиболее эффективен в процессе чтения художественной литературы; проведении бесед с элементами диалога; рассказов воспитателя; использования художественного слова, пословиц, поговорок; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;

практический – используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность; провести игры: строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др. ; оформить коллекцию из природного материала; изготовить персонажи к сказкам, организовать постановку сказок;

формы проведения:

чтение художественных произведений,

дидактические, сюжетные, строительные, подвижные игры,

занятия,

развлечения,

самостоятельная игровая деятельность и т. д. ;

формы организации:

коллективная работа,

групповая работа,

подгрупповая работа,

индивидуальная работа.

Особенности организации образовательного процесса. Организация деятельности взрослых и детей осуществляется посредством совместной деятельности взрослого и самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс осуществляется в виде: непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО) убедительно доказывается, что «семья оказывает свое решающее воздействие на процесс профессионального самоопределения в более раннем возрасте, чем это принято считать (вероятно, уже в дошкольном детстве, задавая «правила игры», по которым затем подросток будет осуществлять свой профессиональный выбор. В связи с этим семейные стратегии на школьном этапе профориентации оказывается поздно (слишком сложно либо вовсе невозможно) корректировать».

Основная цель - сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:

1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

4) активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;

5) поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;

6) от установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу приобщения к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья вырабатывается у ребёнка.

ФГОС дошкольного образования предусматривает работу с родителями в разных формах, направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и робототехники может организовываться по трем направлениям:

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОО;

- совместная работа по обмену опытом.

Примерные формы работы с родителями

1. Праздник "Разнообразие в единстве"

2. «Альбомы: народы Прибайкалья. Быт и традиции»

3. Папки с консультациями специалистов. В них находится различный материал, подобранный специалистами детского сада. Обновление содержимого производится не реже одного раза в месяц, кроме того, в группах имеется каталог с полным перечнем консультаций. Родители могут ознакомиться с интересующим их материалом как в детском саду, в специально отведенном для этого месте, так и у себя дома. Свое мнение о прочитанном они могут высказать в устной форме и через «Почту доверия».

В период подготовки совместных мероприятий вместе с педагогами детского сада активную роль играют родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить.

В такой обстановке происходит объединение взрослых и детей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы, - коллектив, вырабатывающий отношение к воспитанию как к серьезному и целенаправленному процессу.

Такое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы способствует повышению компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей работы к процессу приобщения к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Полевые цветы Прибайкалья»Фотозарисовка «Полевые цветы Прибайкалья» Середина лета в селе, это время сенокоса. Мне нравится ездить с мужем на покосы, правда пользы там от меня никакой, но дело в том, что.

Инновационная деятельность «STEM-образование» в ДОУ. Образовательный модуль «Мультстудия». Создание новогоднего мультфильмаИнновационная деятельность «STEM-образование» в ДОУ. Образовательный модуль «Мультстудия». Создание новогоднего мультфильма «Создание новогоднего мультфильма»В преддверии Нового года и детям, и взрослым хочется окунуться в атмосферу волшебства и чуда. Создание.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игрКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Лес» Образовательные области: Познание, ФЭМП, Здоровье, Социализация. Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Лэпбук по познавательному развитию «Деревья»Лэпбук по познавательному развитию «Деревья» Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, воспитателям необходимо систематически заниматься самообразованием, повышать.

Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья»Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.

Лэпбук «Растительный мир Прибайкалья»Лэпбук «Растительный мир Прибайкалья» Уважаемые друзья и коллеги! Сегодня я хочу показать вам мой первый лэпбук «Растительный мир Прибайкалья». С начала учебного года в старшей.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Занятие по познавательному развитию «Я — Человек» Развитие речи-познание Я – ЧЕЛОВЕК Цели: – формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный модуль по познавательному развитию «Приобщение к культурному наследию Прибайкалья»
Опубликовано: 20 января 2024 в 11:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный модуль по познавательному развитию «Приобщение к культурному наследию Прибайкалья»» (включая файлы) размещена пользователем Гурома Виктория Алексеевна (УИ 450489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД