Гурома Виктория Алексеевна
Образовательный модуль по познавательному развитию «Приобщение к культурному наследию Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный модуль по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья"
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы обеспечения качества данного уровня образования при сохранении самоценности дошкольного детства как одного из важнейших этапов в жизни человека.
Публикация «Образовательный модуль по познавательному развитию „Приобщение к культурному наследию Прибайкалья“» размещена в разделах
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, которая характеризуется постоянной готовностью к деятельности. Поэтому дети дошкольного возраста свои поисковые действия всегда направляют на получение новых впечатлений об окружающем мире. Они – деятели от природы, поэтому с возрастом их познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение привычного образа мира. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, его отношениях с окружающими людьми, о том как строить целесообразные отношения с ними, о видах деятельности человека, о видах деятельности человека, о чувствах и взаимоотношениях в социуме. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Для успешного освоения данного направления в конкретной образовательной области «Познавательное развитие» разработан образовательных модуль по приобщению к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья детей старшего дошкольного возраста.
Данный образовательный модуль реализует образовательную область «Познавательное развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования. Модуль ориентирован на использование учебно-методического комплекта и методических пособий ООП ДО, рассчитан на изучение трех блоков, которые реализуются в течении трех месяцев, время изучения одного блока - один месяц.
Целью образовательного модуля является приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья детей старшего дошкольного возраста. Образовательный модуль решает следующие задачи:
1. Способствовать формированию элементарных представлений о быте и традициях коренных жителей Прибайкалья у детей старшего дошкольного возраста.
2. Способствовать расширению представлений в внешнем виде и национальных костюмах народов Прибайкалья.
3. Развитие у старших дошкольников интереса к русскому народному творчеству и этнокультурному фольклору других народов.
Образовательный модуль строится с учетом следующих принципов по подборке О. В. Толстиковой:
Доступности – соответствия требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепции модернизации образования.
Функциональности – расширения и обобщения полученных ранее знаний.
Региональности – учета природных особенностей Прибайкалья, его исторических, культурных традиций.
Научности – УМК основывается на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалах по краеведению.
Адресованности – УМК ориентирован на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с основами краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного города, края, их достопримечательностями, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т. д.
Интеграции образовательных областей - задачи одной из образовательных областей осуществляются при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.
Коммуникативно-деятельностного подхода - реализации содержания образования через разные виды деятельности детей.
Комплексно – тематического построения всего образовательного процесса, что предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Его назначение уйти от жесткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребенка.
Культуросообразности - воспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями, с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Деятельностной подход, предлагаемый для освоения ребенком содержания образовательного модуля, опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского освоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.
Планируемые результаты освоения содержания образовательного модуля
проявляет интерес к родному краю, к изучению озера Байкал, знакомству с его обитателями; к событиям прошлого и настоящего, к изучению коренных жителей Прибайкалья, их традиций, обычаев, образа жизни; к истории освоения Прибайкалья; к знакомству с достопримечательностями и памятными местами Иркутска, его истории; к результатам деятельности выдающихся людей Прибайкалья; задает вопросы, в том числе морального содержания; организует игры;
испытывает чувство гордости за свой край, за жителей Прибайкалья, за достижения людей, прославивших Прибайкалье; формируются представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я – житель Прибайкалья», «Я – иркутянин»; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения сибирских авторов, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов писателей Прибайкалья; чувствует красоту природы Прибайкалья и красоту произведений искусства и эмоционально откликается на них;
имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, бережно относится к родному городу и к природе Прибайкалья; с уважением относится к представителям разных народностей, к традициям и обычаям народов Прибайкалья;
овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности:
o личностными (формирование познавательного интереса, интереса к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, формирование адекватной самооценки, формирование внутренней позиции будущего школьника, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении, представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я – житель Прибайкалья», «Я – иркутянин»);
o регулятивными (слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу, понимать выделенные педагогом ориентиры в изучаемом материале, действовать по образцу, совместно с педагогом оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, контролировать свою деятельность по результату);
o познавательными (понимать знаки, символы, схемы, модели, используемые процессе изучения темы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей);
o коммуникативными (принимать участие в работе группы, договариваться, использовать в общении правила вежливости, задавать вопросы и отвечать на вопросы, строить понятные для партнера высказывания, формулировать собственное мнение и позицию, принимать позицию и мнение другого);
овладевает необходимыми умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и т. д., для осуществления разных видов детской деятельности: пересказывает произведения сибирских авторов, сказки народов Прибайкалья; может выразительно исполнить произведения (песни об Иркутске, стихотворения сибирских авторов).
Образовательный модуль «Приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья» включает в себя следующие блоки для детей старшего дошкольного возраста:
1. Край, в котором я живу
2. Этнокультурные традиции Эвенков
3. Быт и традиции Бурятского народа
Описание образовательных областей и культурных практик
Варианты культурных практик согласно содержанию образовательного модуля :
1. Совместная игра детей и педагога направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим, условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы готовим атрибуты для тематических праздников народов Прибайкалья», «Мы изготавливаем макет национального жилища Бурятского народа - Юрты» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
3. Чтение художественной литературы (По следам древних культур Забайкалья / отв. ред. П. Б Коновалов. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1983. – 151 с. ; Праздники народов России : энциклопедия. – Москва : РОСМЭН, 2002. – 103 с. : цв. ил. – (Энциклопедия); Бурятские волшебные сказки / [составитель Александр Михайлов]. – Улан-Удэ : НоваПринт, 2013. – 215 с. : ил. ; Бурятские пословицы / иллюстрации В. Э. Урбаханова. – [Б. м. : б. и. ], [2011]. – 31 с. : цв. ил.).
Тематические разделы образовательного модуля «Приобщение к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья» включает в себя следующие блоки для детей старшего дошкольного возраста:
1. Край, в котором я живу
1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
2. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.
4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Прибайкалья.
5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.
2. Этнокультурные традиции Эвенков
1. Развивать интерес детей к культуре Эвенкийского народа (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
2. Способствовать формированию элементарных представлений о быте и традициях Эвенкийского народа у детей старшего дошкольного возраста.
3. Расширять представления в внешнем виде, национальных костюмах и украшениях Эвенков.
4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
3. Быт и традиции Бурятского народа
1. Познакомить детей с народной культурой прошлого, с национальными орнаментами и их предназначением.
2. Формировать представления о национальной одежде бурят, о том, что народный костюм – отражение национальной культуры народа.
3. Воспитывать интерес и уважение к традициям, обычаям бурятского народа.
4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
Формы, методы и средства реализации модуля
Средства обучения
1. Учебно-наглядные пособия:
• Изображение флага и герба Иркутской области;
• Иллюстрации и фотографии с изображением коренных жителей Прибайкалья (традиционные жилища, предметы домашнего обихода, мужские и женские национальные костюмы, музыкальные инструмента и пр.);
• Видеоролики с представлениями национальных праздников, традиционных обычаев, уклада жизни, творчество и искусство).
2. Оборудование и игрушки
• Куклы в национальных костюмах;
• музыкальные инструменты;
• предметы быта народов Прибайкалья;
• костюмы и инструменты разного ремесла;
• Продукты творчества (поделки, вышивки, игрушки, куклы, книги и пр.).
Основные «необходимости» каждого дня, рекомендованные в исследованиях Спажниковой О. Г., Солнцевой О. В. :
индивидуальный диалог с каждым ребенком;
совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
чтение или рассказывание;
дидактические упражнения, развивающие игры;
творческие игры;
наблюдения (в группе, на воздухе);
труд (различные виды);
художественно-продуктивная деятельность;
музыка;
познавательная пятиминутка.
Принципы использования средств обучения:
1. учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
2. гармоничное использование разнообразных средств обучения : традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
3. учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.);
4. сотворчество педагога и обучающегося;
5. приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
В процессе реализации программы используются следующие методы и формы работы:
• методы:
наглядный – используется во время наблюдений; рассматривания иллюстраций, открыток, репродукций, предметов; в ходе экскурсий, целевых прогулок; при проведении дидактических игр; моделирования сказок;
словесный – наиболее эффективен в процессе чтения художественной литературы; проведении бесед с элементами диалога; рассказов воспитателя; использования художественного слова, пословиц, поговорок; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;
практический – используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность; провести игры: строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др. ; оформить коллекцию из природного материала; изготовить персонажи к сказкам, организовать постановку сказок;
• формы проведения:
чтение художественных произведений,
дидактические, сюжетные, строительные, подвижные игры,
занятия,
развлечения,
самостоятельная игровая деятельность и т. д. ;
• формы организации:
коллективная работа,
групповая работа,
подгрупповая работа,
индивидуальная работа.
Особенности организации образовательного процесса. Организация деятельности взрослых и детей осуществляется посредством совместной деятельности взрослого и самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс осуществляется в виде: непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО) убедительно доказывается, что «семья оказывает свое решающее воздействие на процесс профессионального самоопределения в более раннем возрасте, чем это принято считать (вероятно, уже в дошкольном детстве, задавая «правила игры», по которым затем подросток будет осуществлять свой профессиональный выбор. В связи с этим семейные стратегии на школьном этапе профориентации оказывается поздно (слишком сложно либо вовсе невозможно) корректировать».
Основная цель - сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
4) активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
5) поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
6) от установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу приобщения к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья вырабатывается у ребёнка.
ФГОС дошкольного образования предусматривает работу с родителями в разных формах, направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и робототехники может организовываться по трем направлениям:
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОО;
- совместная работа по обмену опытом.
Примерные формы работы с родителями
1. Праздник "Разнообразие в единстве"
2. «Альбомы: народы Прибайкалья. Быт и традиции»
3. Папки с консультациями специалистов. В них находится различный материал, подобранный специалистами детского сада. Обновление содержимого производится не реже одного раза в месяц, кроме того, в группах имеется каталог с полным перечнем консультаций. Родители могут ознакомиться с интересующим их материалом как в детском саду, в специально отведенном для этого месте, так и у себя дома. Свое мнение о прочитанном они могут высказать в устной форме и через «Почту доверия».
В период подготовки совместных мероприятий вместе с педагогами детского сада активную роль играют родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить.
В такой обстановке происходит объединение взрослых и детей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы, - коллектив, вырабатывающий отношение к воспитанию как к серьезному и целенаправленному процессу.
Такое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы способствует повышению компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей работы к процессу приобщения к культурному наследию коренных жителей Прибайкалья.