Лютикова Оксана
Образовательные ситуации по экспериментированию с различными изобразительными материалами «Времена года»
Образовательные ситуации по экспериментированию различными изобразительными материалами.
1. Образовательная ситуация по экспериментированию с различными изобразительными материалами «Весна идёт, весне дорогу»
Цель: изучение весны как времени года и её примет при помощи экспериментирования различными изобразительными материалами.
Материалы для проведения :
• Губка 2шт.
• Гуашь
• Вода
• Кисточка
Публикация «Образовательные ситуации по экспериментированию с различными изобразительными материалами „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Палочки от мороженого либо шпатели
• Горячий клей
• Альбомный лист бумаги
• Замороженный лёд
Предварительная работа:
Взрослому необходимо вырезать из губки «льдинки» произвольной формы. В вырезанном фрагменте с мягкой стороны необходимо сделать в центре небольшой надрез. Затем нанести горячий клей на шпатель и вставить шпатель в надрез «льдинки» так чтобы получилась заготовка для штампика. Примечание: лучше сделать несколько заготовок разной формы
Ход работы:
Предложите ребёнку подумать почему весной тает снег и что ещё может растаять кроме снега? Покажите своему ребёнку замороженный лёд из холодильника и спросите, где ещё он мог видеть такие льдинки.
Дайте ребёнку посмотреть и потрогать заготовки для штампов, спросите у него похожи ли они на льдинки по форме.
Далее предложите вашему ребёнку нарисовать с помощью этих штампов речку с льдинками. Для этого необходимо будет чтоб ребёнок затонировал альбомный лист синей краской.
После чего предложите ребёнку взять штамп за палочку и нанести на них кисточкой белую краску и сделать отпечаток.
Вопросы, которые можно задать ребё нку в ходе выполнения работы:
• Какие признаки весны ты знаешь?
• Почему весной тает снег?
• Что ещё может растаять кроме снега?
• Где можно увидеть лёд?
• Как ты думаешь, что такое капель?
Итог: закрепление знаний о весне как времени года и её признаках при помощи экспериментирования с нетрадиционными техниками рисования.
2. Образовательная ситуация по экспериментированию с различными изобразительными материалами «Радуга после дождя»
Цель: изучение лета как времени года и её примет при помощи экспериментирования различными изобразительными материалами «Почему радуга разноцветная?».
Материалы для проведения :
• Готовый контур радуги
• Пена для бритья
• Гуашь или акварель цветов радуги
• Кисточка
• 7 одноразовых стаканчиков
• Клей ПВА
• Деревянные палочки
• Ложка
• Полиэтиленовые пакетики небольшого размера 7 шт.
• Стакан с водой
• Зубочистки
Спросите у ребёнка в какое время года он на небе может увидеть радугу? Попросите его подумать из-за чего она появляется на небе. Расскажите своему ребёнку почему радуга бывает разноцветной (из-за того, что солнечные лучи попадая в небе на капельки дождя распадаются на разноцветные лучики света, так возникает радуга). Предложите своему ребёнку выучить стихотворение подсказку с помощью которой он запомнит цвета радуги «Каждый охотник желает знать….». Затем предложите ребёнку раскрасить радугу необычным способом. Для этого вам понадобится взять 7 одноразовых стаканчиков. В каждый стаканчик необходимо добавить немного клея ПВА и краски одного из цветов радуги и попросить ребёнка перемешать ПВА с краской.
После чего в каждый стаканчик добавляется пена для бритья и перемешивается деревянной палочкой.
Далее ложкой ребёнок раскладывает полученную массу каждого цвета радуги в отдельный пакетик, а взрослый завязывает их.
После этого взрослый предлагает ребёнку вспомнить какой первый цвет у радуги и найти его. Затем взрослый берёт пакетик с красной краской и прокалывает зубочисткой уголок. Далее ребёнок выдавливает краску на готовый контур радуги. Подобное действие повторяется со всеми цветами. После чего нужно дождаться полного высыхания рисунка.
Примечание: чем больше краски будет добавлено в клей, тем ярче будет полученная масса. При необходимости массу на листе можно разровнять кистью.
Вопросы, которые можно задать ребё нку в ходе выполнения работы:
• В какое время года он на небе может увидеть радугу?
• Из-за чего на небе появляется радуга?
• Назови цвета радуги?
• Сколько цветов радуги ты знаешь?
• Подумай мы можем увидеть радугу только на небе или где-то ещё?
• Можно ли сделать радугу самому?
Итог: Закрепление знаний о лете как времени года и знакомство с цветами радуги при помощи экспериментирования с нетрадиционными техниками рисования.
3. Образовательная ситуация по экспериментированию с различными изобразительными материалами «Цветущая яблоня»
Цель: закрепление признаков весны как времени года при помощи экспериментирования различными изобразительными материалами.
Материалы :
• Лист картона или бумаги зелёного цвета
• Пластиковая бутылка
• Емкость для краски
• Гуашь
• Вода
• Кисть
• Яблоко
• Картинка цветущей яблони.
Покажите ребёнку яблоко, спросите у него на каком дереве растёт этот фрукт?
Затем спросите у него как он думает откуда на дереве появляются яблоки. Если ребёнок затрудняется ответить расскажите ему что яблоки появляются после того, как яблоня отцветёт. Спросите, видел ли он где-нибудь цветущую яблоню? Если нет, то покажите ему картинку яблони в цвету. Предложите ребёнку нарисовать яблоню. Для этого взрослому необходимо смешать в ёмкости белую и красную краску так чтоб получился светло-розовый цвет. Затем предложите ребёнку взять черную краску и нарисовать кисточкой ствол и ветви дерева.
Далее ребёнку необходимо дать в руки бутылку и предложить окунуть донышко в краску.
После чего в хаотичном порядке нанести отпечатки донышка на ветви дерева. Таким образом у нас получится цветущая яблоня.
Вопросы, которые можно задать ребё нку в ходе выполнения работы:
• В какое время года цветут кустарники и деревья?
• На каком дереве растут яблоки?
• Как ты думаешь откуда на дереве появляются яблоки?
• Ты видел когда-нибудь цветущую яблоню?
• Где растут яблони?
• Какие ещё бывают деревья, на которых растут плоды?
Итог: закрепление знаний о признаках весны, цветущих деревьях и их плодах при помощи экспериментирования с нетрадиционными техниками рисования.