Юлия Воробкало
Конспект занятия по речевому развитию «Мы — будущие школьники»
▼ Скачать
ФИО: Воробкало Юлия Александровна
Образовательные области: Речевое развитие
Тема занятия : «Мы будущие школьники»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия : совершенствование навыков выполнения звукового анализа.
Задачи занятия :
Образовательные: учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова; упражнять в составлении схемы предложения, закреплять представления о понятиях «слово», «предложение».
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Мы — будущие школьники“» размещена в разделах
Развивающая : развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.
Воспитательные: воспитывать умение отвечать на вопросы, не перебивая друг друга; самостоятельность через игровую деятельность.
Материалы и оборудование: схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, письмо в конверте, картинка лисы.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приёмы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Создать устойчивую мотивацию к содержанию будущей деятельности на занятии Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Добрый день! - они нам скажут,
Добрый день! - ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Возьмёмся за руки, друзья,
Ведь без друзей нам жить нельзя. (садятся на стульчики на ковре)
Воспитатель подходит к окну и говорит:
Вдруг сегодня на рассвете
Распахнул окошко ветер.
Кто-то бросил мне в окно
Вот такое письмецо.
Всё по правилам: наш адрес
Номер садика стоит.
Интересно, от кого же
В нём письмо для нас лежит?
Словесный (рассказ педагога, художественное слово)
Дети внимательно слушают педагога Дети замотивированы в содержании будущей деятельности на занятии
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Подведение детей к постановке проблемной ситуации, и определение способов её решения. Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, детишки
Девчонки и мальчишки!
Пишет вам Сашок.
Я не мал, но пока не высок.
Я в мячик играю и песни пою
И всё время говорю, говорю, говорю.
Только мне никто не верит, -
Не бывает столько слов!
Помогите мне, ребята
Рассказать всё о словах,
Звуках, буквах, предложеньях,
Как их можно составлять,
Где их можно применять!
Воспитатель: Ребята, поможем Саше?
Дети: Да Словесный Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопрос Поставлен проблемный вопрос
2.2 Этап ознакомление с материалом
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы слушайте и назовите слово, которое лишнее и объясните почему:
- Кофта, платье, туфли (лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви)
Автобус, трамвай, самолёт (автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный)
Синица, воробей, кошка (синица и воробей — птицы, а кошка — животное)
Муравей, бабочка, воробей (муравей и бабочка — насекомые, воробей - птица)
Корова, собака, волк (корова и собака — домашние животные, а волк — дикое)
Стол, диван, чашка (стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Давайте немного отдохнём.
Дыхательная гимнастика
«Оказался я в лесу
И зову своих друзей
Я им кричу: «Ауууу!
Откликайтесь поскорей!
По лесной тропинке
Бродит эхо-невидимка.
Если что-то крикнут дети,
Эхо тут же им ответит: «Аууу»!
Дети: - Слова бывают длинные и короткие;
Воспитатель: Назовите короткие слова.
Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.
Воспитатель: Молодцы! Теперь назовите длинные слова.
Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь. (пол)
Скажу я слово потерял,
Ответишь ты. (нашёл)
Скажу теперь я слово трус,
Ответишь ты. (храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты. (конец).
Дети: В этом стихотворении живут слова-противоположности.
Воспитатель: Назовите мне их.
Дети: пол -потолок, потерял -нашёл, трус -храбрец, начало -конец.
Воспитатель: Слова-противоположности ещё называют антонимы. Давайте повторим все вместе.
Воспитатель: Физминутка.
На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Проходите на свои места.
Воспитатель: Давайте поможем Саше понять, что такое предложение (состоит из слов, связанных между собой по смыслу) разберём с вами предложение «Мама купила ручку».
Сёма, какое предложение мы будем разбирать? (Ребёнок повторяет предложение)
Воспитатель: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении 3 слова.
Воспитатель: Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.
Составьте схему предложения. Дети работают на местах, один ребёнок у доски.
Воспитатель: Проверяем.
Дети: (Ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова — показывает Мама Купила Ручку. Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.
Воспитатель: Поработали, друзья
Отдохнуть пришла пора!
Пальчиковая гимнастика.
В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро правильно считать.
Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
Словесный (вопрос-ответ, рассказ педагога
Практический :
составление схемы предложения,
дыхательная гимнастика
физминутка
пальчиковая гимнастика Дети внимательно слушают педагога,
отвечают на вопросы Поиграли в речевую игру «Третий лишний».
Выявили антонимы в стихотворении
2.3 Этап практического решения проблемы
Воспитатель: Ребята, а ещё у Саши есть для нас загадки, загадать?
Дети: Да
Воспитатель: Есть загадки в нашем крае
До того мудрёные,
Кто загадки отгадает,
Попадёт в учёные.
1. В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом, луна.
Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?
1-й ребё нок: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?
2-й ребё нок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребё нок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребё нок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребё нок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?
Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом (Проверяем.
Дети: В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком.
Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.
Воспитатель: Молодцы! Сколько в этом слове гласных звуков?
Дети: В этом слове 1 гласный звук.
Воспитатель: Сколько согласных?
Дети: Согласных 2.
Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? (Лиса)
Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.) Давайте разберём слово лиса. Сколько в слове слогов? Давайте прохлопаем ли-са.
Дети: В этом слове два слога.
Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.
А теперь пусть отдохнут наши глазки.
Гимнастика для глаз.
«Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.» Словесный
Практический (звуковой анализ слов)
Гимнастика для глаз Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, составляют звуковой анализ Отгадали загадки
Составили схемы слов
Проблема решена
3. Заключительный этап
Подведение итогов деятельности Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:
Вот спасибо вам, друзья!
Научили вы меня.
И за это вам награда -
Интересная игра.
Воспитатель: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!
Собирайтесь детвора,
Начинается игра!
Ра-ра-ра.
Да ладошек не жалей,
Бей в ладоши веселей!
Лей-лей-лей.
Как поёт в селе петух?
Ух-ух-ух.
Да не филин, а петух!
Ух-ух-ух.
Вы уверены, что так?
Так-так-так.
А на самом деле как?
Как-как-как.
Это ухо или нос?
Нос-нос-нос.
Или, может, сена воз?
Воз-воз-воз.
Вы хорошие всегда?
Да-да-да.
Или только иногда?
Да-да-да.
Не устали отвечать?
Чать-чать-чать.
Разрешаю помолчать.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, мы сегодня помогли Саше? Вам понравилось занятие?
Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Дети прощаются и выходят из группы) Словесный (вопросы-ответы) Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы Итоги подведены