Зульфия Мезенцева
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект открытого занятия в средней группе «Весенние хлопоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весенние хлопоты»
Цель: 1. Развитие умения узнавать и называть времена года; выделять признаки весны (Солнышко греет, набухают почки на деревьях, появилась травка, распустились Подснежники, появились насекомые)
2. Формировать представлений о работах, проводимых в весенний период в огороде. Привлечь детей к работе в огороде на окне в посадке сеяна
3. Закрепить знание детей о жизни животных и птиц в весенний период.
4. Развивать речь, умение слушать вопрос, не выкрикивать.
5. Воспитывать желание охранять растения и животных
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект открытого занятия в средней группе „Весенние хлопоты“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Оборудование и материалы: на мольберте выложен сюжет весеннего пейзажа; карточки с явлениями погоды: солнце, тает снег, появилась трава, на деревьях появились листочки, день длиннее, а ночь короткая. Кукла – Весна;
Картина города в весенний период, озеро с камышами, деревня и поле на них приклеены разные гнезда перелетных птиц; вырезанные перелетные птицы: соловей, ласточка, грач, утка, лебедь, аист:
На доске: деревья, растущие в лесу: ель, сосна, осина, береза, черемуха;
Экологический значок «Березкины слезки»; вырезанные картинки диких животных возле жилища: медведь, волк, лиса, заяц, олень и их детеныши, цветные нитки.
На ковре макет лужайки, где выложены луговые цветы: ромашка, незабудка, одуванчик, василек, мак, клевер; игрушки муляжи насекомых по количеству детей; Экологические значки : «Нельзя рвать цветы», «Нельзя ловить насекомых».
Презентация у водоема: красочные иллюстрации: ледоход, половодье;
Экологической лаборатории : приготовлены посуда для посадки, палочки для рыхления, лейки с водой, фартуки для трудов и семена овощей: фасоль, горох, огурца, помидора, перца, моркови.
Материал для детей: на столах карточки: «Мама и детеныши», простой карандаш
Предварительная работа: Ежедневные наблюдения на прогулке за погодными изменениями, труд в уголке природы: посадка лука.
Беседы: «Времена года», «Что делают животные весной?», «Какие весенние работы проводят люди в саду и в огороде», «Как изменилась жизнь весной у птиц», «Правила безопасности весной».
Слушание грамм запись голосов птиц, звуки капели, бегущего ручейка.
Д\и «Перелетные и зимующие птицы», Д\и «Найди гнездо для птички», Д\и цветные ниточки «Помоги детенышу отыскать свою маму», Д\и «На лесной полянке», Д\и «Экологические знаки».
Рассматривание альбома «Насекомые», рассматривание коллекции: «Какие бывают семена».
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Ребята, посмотрите к нам сегодня весеннее солнышко заглянуло, а еще у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся, приготовьте свои пальчики ( проводится пальчиковая игра: «Здравствуй солнце золотое!»)
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй молодой дубок
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
- Молодцы, все настроились на хорошее поведение. Мы будем сейчас играть, друг другу помогать, слушать, не перебивать, но сначала помогите мне, определить, какое время года изображено у меня на мольберте? ( ОД: весна)
(Воспитатель с ответами детей выставляет карточки явлением природы)
- Илья, почему ты решил, что это весна? ( ОР: потому солнце ярче светит и греет)
- Интересно, а почему Илья решил, что здесь греет солнце, Даша? ( ОР: потому что тает снег, бегут ручьи)
- Значит весной погода, какая? ( ОД: солнечная, ясная, теплая)
- Вероника, а день весной какой? ( ОР: длинный)
- А ночь, какая Мира? ( ОР: ночь – короткая)
- Семен, а что это свисает с крыш? ( ОР: сосулька)
- Правильно, днем на крыше тает снег, вода каплями стекает с крыш. Как называется это явление в природе? ( ОД: капель)
- Да, а ночью вода замерзает, и образуются сосульки.
- Ребята, посмотрите на снег, что с ним происходит? ( ОД: снег стал рыхлым, начал таить, появились ручейки)
- Денис, как называется участок земли с растаявшим снегом? ( ОР: это проталина)
- Да, как изменилась жизнь у растений весной? ( ОД: на деревьях набухают почки, появляются молодые листочки, появляется зеленная трава)
- Даша, как называется первые цветы? ( ОР: это первоцветы)
-Да, как называется цветок, растущий из-под снега? ( ОД: подснежник)
На улице тепло, появились насекомые, кто возвращается к нас с юга? ( ОД: птицы)
- Весенний цветок поможет нам вспомнить, какие птицы к нам возвращаются? ( ОД: ласточки, грачи, аист, утки, лебеди, соловьи)
- Какие это птицы? ( ОД: это перелетные птицы)
- Девочки помогут перелетным птицам найти свое гнездо (девочки прилепляют птиц, объясняют, где птица вьет гнездо)
Гнездо грача – грачиное
Аиста его гнездо на крыше дома. Гнездо – аистиное
Скворец построил свое гнездо в – скворечнике
Лебедь строит свое гнездо на островке, гнездо – лебединое
Гнездо утки – утиное
Ласточка строит свое гнездо под крышей дома – ласточкино
- Птицы очень рады, они нашли свои гнезда, которые оставили осенью. Теперь они смогут выводить птенцов. Молодцы, девочки!
- Весна нас приглашает отправиться в лес, для этого нам нужно сесть за столы.
- Ребята, какие деревья растут в лесу? ( ОД: береза, осина, ель, сосна, рябина)
- Какое дерево весной просит у нас о помощи? ( ОД: береза)
- Кирилл, почему? ( ОД: люди весной собирают березовый сок)
- Молодец, правильно. Не все люди умеют правильно собирать березовый сок, они ломают ветки, наносят большие раны березе, многие березки погибают. Поэтому в нашем саду проводится акция «Березкины слезки»
- Ребята, как изменилась жизнь у животных весенний период? ( ОД: животные поменяли свои шубки, чистят свои норки, животных появляется потомство)
Молодцы, правильно, у вас на столе лежит листок с заданием. Помогите скорее малышам найти своих мам, возьмите карандаши и проведите линию от малыша к его маме. А у доски мне помогут натянуть цветные ниточки Коля и Даша (дети выполняют задание у доски)
Малыши и мамы рады, снова вместе снова рядом.
И за помощь всех ребят, малыши благодарят.
-Ребята и Весна пойдёмте на весенний луг. Мы немножко отдохнем, физкультминутку проведем.
Вот выходим мы на луг (смотрят по сторонам)
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василек, (загибают пальцы)
Медуница, кашка – клевер.
Расстилается ковер (смотрят по сторонам)
И направо, и налево.
Наберем букет цветов (поднимают руки вверх)
- Ребята, какие цветы растут на лугу? ( ОД: клевер, ромашка, одуванчик, василёк, незабудка, одуванчик….)
- Молодцы их называют луговые цветы.
- Мальчики, давайте наберем большой, весенний букет из луговых цветов и подарим нашим девочкам? ( ОД: нельзя рвать цветы)
- Илюша, а почему нельзя рвать цветы? ( ОР: потому что они украшают нашу планету.)
- А еще почему, Семен? ( ОР: многие насекомые питаются пыльцой цветов)
- Да, подумайте, сколько простои букет цветов в вазе? ( ОД: мало времени, они быстро вянут)
- Хорошо, цветы мы рвать не будем. Девочки, а давайте поймаем бабочек, и поместим их в банку? ( ОД: нельзя ловить бабочек и насекомых)
- Почему, Вероника, их ловить нельзя? ( ОР: они помогают размножаться цветочкам)
- Правильно! В природе все взаимно связанно. Если исчезнут цветы, погибнут насекомые. Не будет насекомых, погибнут цветы!
- Мальчики найдите и помогите насекомым найти свой цветок. Молодцы! Цветам и насекомым мы помогли.
- Хотите узнать, что происходит весной у водоемах? ( ОД: да)
- Тогда, Весна приглашает вас сесть на свои места и посмотреть, она вам сейчас покажет
- Ребята, на реке треск и гром, это значит ледолом.
- Что происходит на реке, Вероника? ( ОР: по реке идет лед)
- Отгадайте загадку:
Белый по реке идет, а не теплоход. Что это? (Ледоход)
- Правильно, весной скрываются реки, по реке с треском идет лед, это явление называется ледоход. Весной много воды, они стекают в реки, реки выходят из берегов, затапливают окрестности - это явление называется половодье.
- Все вместе повторим это слово ПОЛОВОДЬЕ
В народе говорят: Лед потемнел, лес шумит жди оттепели
А еще говорят: Лед сильно трещит будет мороз.
- Что мы должны помнит, когда идем любоваться этим явлением? ( ОД: нельзя кататься на льдинах, это опасно)
- Молодцы, Весна нам посевы свои принесла. Только снег с полей сойдет, люди начинают готовить землю для посадок. Они ее вскапывают, делают лунки и сажают семена разных растений. Вот и мы с вами пойдем к нашему огороду на окне и рассмотрим семена, что приготовила нам Весна.
- Какие семена вы видите? ( ОД: гороха, помидора, огурца, фасоли, перца, моркови, подсолнуха)
- Да, сначала люди выращивают рассаду дома, а потом пересаживают на грядки в огород. Вот и мы будем выращивать у себя в группе рассаду. Разделитесь на пары, помогите друг другу надеть фартуки, выберите себе тарелку семенами. Договоритесь между собой кто будет делать лунки, а кто будет класть семена в лунку. Кто будет закрывать лунки землей, а кто польет водой. Обратите в внимание на паспорта, и определите, в какой горшок нужно посадить именно ваши семена (ребята сажают семена, воспитатель помогает)
- Молодцы, дружно потрудились, а теперь все подойдите ко мне.
- Расскажите, кто к вам в гости приходили? ( ОД: солнце, гости, весна)
- Где мы свами побывали? ( ОД: в лесу, на лугу, у реки, в огороде)
- Да, а кому мы помогали? ( ОД: весне, перелетным птицам, лесным животным, березе, насекомым и луговым цветам)
- А что больше всего вам понравилось? ( ОД:)
- Весне очень понравилось, как вы ей помогали. Но ей пора, ее ждут весенние хлопоты. До свидание ребята.
- Мне понравилось, как вы дружно трудились, друг другу помогали, хорошо себя вели. Спасибо вам, наше путешествие привело нас в группу.