Марина Салахова
Образовательная технология «Модель трёх вопросов»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная технология "Модель трёх вопросов"
Образовательная технология «Модель трех вопросов».
Группа №11 воспитатель Салахова М. Ю
2 слайд
Актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.
Темочки:
Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта. Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
3 слайд.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Как узнаем об этом?
4 слайд.
Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.
1. Выбор темы.
2. Планирование.
3. Реализация проекта.
4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.
5 слайд
В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта:
1. План - утренний групповой сбор.
2. Дело - работа в центрах активности.
3. Анализ - ежедневный сбор информации.
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, мы начинаем работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.
Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.
6 слайд:
1-й этап — выбор темы
Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
Например: наша тема «Удивительная бумага». Игровая ситуация – бумажный самолетик.
Задача:
- Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процесс изготовления и ее применение.
- Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
- Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
- Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
- Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.
- Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая, металлическая.
2-й этап — планирование
Мы, помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаги. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксируем их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. В нашем случае мы зафиксировали ответы детей в таблице.
Затем задаем вопрос : «Что мы еще хотим узнать о бумаги?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, мы спрашиваем: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках. Мы использовали картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода. Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования
ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
Слайд 7
Заполненная таблица размещается в приемной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома – будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.
3-й этап — реализация проекта
Слайд 8
Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детей. Мы обеспечиваем детей оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Мы организовываем деятельность детей в центрах активности, направляем и контролируем осуществление проекта, то есть выступаем как организатор, помощник, но не лишаем детей самостоятельности.
И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта
Слайд 9
Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации.
Слайд 10-11-12
Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.
Из презентации Миланы дети узнали о происхождении бумажной посуды.
Ратмир рассказал, как можно изготовить бумагу в домашних условиях.
Александра поделилась своей информацией о фольге, что из фольги можно сделать поделки.
Артем рассказал о том, что делают из макулатуры и собирая ее мы спасаем деревья.
Семья Киры собрала информацию о елочной бумажной игрушки прошлого.
Слайд 13
Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель – дети – родители – это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.
Наполняемость лэпбука осуществляется нами и исследованиями родителей и детей.
Модель трех вопросов предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности
Слайд 14
Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:
1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.