Александр Владимирович Гришин
Образовательная технология как система может иметь различные методы и модель обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая (дидактическая) технология рассматривается сегодня как новое направление в развитии педагогической науки, как новая отрасль педагогического знания. Поэтому для описания сущности и исследования технологических аспектов дидактических и воспитательных явлений используется свой понятийный аппарат. Такими ведущими категориальными понятиями являются: «педагогическое проектирование», «педагогическое моделирование», «модель обучения», «педагогическая система», «технологическая схема», «технологическая карта».
Публикация «Образовательная технология как система может иметь различные методы и модель обучения» размещена в разделах
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Педагогическое моделирование (создание моделей) - это разработка целей (общей идеи) при создании педагогических систем, а также процессов и ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к использованию в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Педагогическая система - определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Модель обучения (в инструментальном значении) - обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую ор-ганизует, выстраивает преподаватель.
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Образовательная технология как система может иметь различные состояния, когда значения ее параметров могут существенно меняться в зависимости от цели и условий применения. Однако под влиянием различных условий любая смоделированная образовательная технология из всех возможных своих состояний практически может принимать их ограниченное число для успешного выполнения именно своих функций, это ограничение связано с главным ее предназначением. В связи с этим разнообразие образовательных технологий обусловлено разным их предназначением в образовательной практике, а также потенциалом или возможностями в решении образовательных задач разного вида.
Качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике. Например, к термину «технология» добавляется прилагательное, которое указывает на ее специфику. Так, например, появились информационные, коммуникативные, игровые, гуманитарные образовательные технологии. Связано это с доминирующей целевой направленностью, методом и формой взаимодействия субъектов, обусловлено особенностями и характером деятельности субъектов, а также возможностями образовательной среды. Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения :
• Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
• Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия).
• Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
• Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Одним из современных направлений активной деятельности является интерактивное обучение. Интерактивное обучение наиболее успешно осуществляется в студенческой группе на семинарских занятиях в диалоге, полилоге или в форме «круглого стола», сочетающего в себе монолог, диалог и полилог. Будучи технологией активного обучения, интерактивное обучение одновременно является инструментом воспитания, возможностью взаимопонимания, самоактуализации, прорыва личности друг к другу.
Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся : все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
При личностно-ориентированном обучении главная задача современного образования заключается в том, чтобы сформировать не только профессионала, но и личность с гуманистически ориентированной активной жизненной позицией, обладающую культурой личных смыслов и ценностных ориентации. Интерактивные методы обучения как нельзя лучше соответствуют этой цели. Интерактивные методы, формирующие убеждения, поступки, личностные смыслы, очень хорошо сочетаются с содержанием интегральных курсов. То есть диалог должен быть обеспечен многоплановым интегративным содержанием, позволяющим представить целостную картину мира. Именно интегративный курс ориентирован на диалоговый поиск общего поля смыслов бытия, выступающего основой создания соотнесенных моделей мира, педагога и воспитанников. В педагогической практике используются следующие методы интерактивного обучения.
Метод синектики этот четырехфазный метод состоит из письменной домашней работы, обсуждения на семинаре вначале избранным лидером, а затем каждым студентом; далее, после творческой дискуссии, направляемой лидером и преподавателем, осуществляется согласование различных точек зрения и разрабатывается общая модель.
Метод синектики может дополняться методами нестандартизированного и фокусированного интервью. Первый из них способствует достижению интуитивного понимания проблемы. Студентам предоставляется свобода выбора высказывания. Метод фокусированного интервью требует предварительного изучения материала с последующими высказываниями студентами собственных гипотез. Интервью направлено на получение их видения, определения исследуемой ситуации и фокусируется на субъективных переживаниях по поводу данной ситуации.